Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

Практика Челябинского областного суда по вопросам ЖКХ и охраны окружающей среды

В Обобщении судебной практики по административным делам, связанным с охраной окружающей среды, рассмотренным судами Челябинской области за период с 01 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г. есть примеры дел, связанные с ЖКХ. Им и посвязен этот материал.

Ликвидация несанкционированных свалок, в том числе твердых коммунальных отходов

Пример 1

Нагайбакским районным судом Челябинской области рассмотрено административное дело № 2а-543/2021 по административному иску прокурора Нагайбакского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Фершампенуазского сельского поселения Нагайбакского района Челябинской области, администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области о признании незаконным бездействия в части исполнения законодательства об отходах производства и потребления, земельного законодательства и возложении обязанности по оформлению в установленном порядке права пользования земельным участком для размещения площадки для сбора твердых коммунальных отходов, расположенной в непосредственной близости с домом по улице в селе Фершампенуаз, либо осуществлению демонтажа площадки для сбора твердых коммунальных отходов, расположенной в непосредственной близости с домом по улице в селе Фершампенуаз.

При вынесении решения об удовлетворении заявленных требований суд учитывал, что спорная контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с реестром и схемой размещения контейнерных площадок в селе Фершампенуаз зарегистрирована по другому адресу. При этом данная площадка размещена на земельном участке, в отношении которого не проведены кадастровые работы, не совершены действия по постановке его на государственный кадастровый учет; кроме того, отсутствует решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование для размещения площадки.

Решение суда в апелляционном и кассационном порядках не обжаловалось.

Пример 2

Пластским городским судом Челябинской области рассмотрено административное дело № 2а-496/2019 по административному исковому заявлению прокурора г. Пласта Челябинской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по ликвидации места несанкционированного размещения промышленных и бытовых отходов, возложении обязанности ликвидировать несанкционированные места размещения промышленных и бытовых отходов на территории Пластовского муниципального района в указанных по географическим координатам местах.

Решением Пластского городского суда Челябинской области от 11 сентября 2019 года иск прокурора г. Пласта Челябинской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворен.

Решение суда было обжаловано, апелляционным определением Челябинского областного суда от 27 января 2020 года решение городского суда отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Пример 3

Административное дело № 2а-177/2020, поступившее на новое рассмотрение в Пластский городской суд, рассмотрено с частичным удовлетворением требований прокурора г. Пласта Челябинской области: на Главное управление лесами Челябинской области возложена обязанность ликвидировать несанкционированное место размещения промышленных и бытовых отходов на площади около 100 квадратных метров, расположенное на участке местности с географическими координатами 54°22′628″ северной широты, 60°50′781″ восточной долготы, соответствующем кварталу 33 Пластовского участкового лесничества в Пластовском муниципальном районе Челябинской области. В удовлетворении исковых требований прокурора г. Пласта Челябинской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области отказано.

При вынесении решения суд учитывал порядок организации мероприятий по ликвидации свалок в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых возложено на орган лесного надзора как на учреждение, на которое возложены обязанности по использованию, охране и защите лесов на территории муниципального района.

Решение было обжаловано в апелляционном порядке и изменено: дополнено указанием срока исполнения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06 апреля 2021 года решение Пластского городского суда Челябинской области от 10 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 12 октября 2020 года оставлены без изменения, кассационная жалоба государственного казенного учреждения «Управление лесничествами Челябинской области» – без удовлетворения.

Пример 4

Каслинским городским судом Челябинской области рассмотрено административное дело № 2а-414/2020 по административному иску Каслинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Каслинского муниципального района, Главному управлению лесами Челябинской области, Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области о признании бездействия в виде непринятия мер по ликвидации несанкционированных свалок на территории муниципального района незаконным, возложении обязанности.

Удовлетворяя заявленные требования в части, суд исходил из порядка организации мероприятий по ликвидации свалок в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, земель населенного пункта.

Решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу.

Площадки для мусора

Пример 1

Миасским городским судом Челябинской области рассмотрено 1 административное дело № 2а-1908/2021 по административному иску прокурора г. Миасса Челябинской области к администрации Миасского городского округа Челябинской области о признании недействующим полностью со дня вступления решения суда в законную силу постановления № 6156 от 28 декабря 2018 года «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Миасского городского круга», постановления № 5818 от 09 декабря 2020 года «О внесении изменений в постановление администрации Миасского городского округа № 6156 от 28 декабря 2018 года …».

При рассмотрении административного дела суд учитывал, что на орган местного самоуправления возложена обязанность по содержанию мест ТКО и ведению соответствующего реестра, фактически данный реестр утверждён с нарушениями закона. На протяжении длительного периода времени оспариваемые постановления не приведены в соответствие с требованиями законодательства. Внесение изменений в постановление (при получении новой информации) не устраняет допущенные нарушения, поскольку не содержит графической схемы, сведений о собственниках мест (площадок) накопления ТКО, об источниках образования ТКО. Отсутствие схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ненадлежащее ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО нарушают права граждан на благоприятные окружающую среду и условия проживания, а также принцип охраны здоровья человека, установленный статьей 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, которые направлены на устранение выявленных нарушений.

В апелляционном порядке указанное решение обжаловано не было.

Пример 2

По административному делу № 2а-99/2021 прокурор Октябрьского района Челябинской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия Муниципального образования «Мяконьское сельское поселение» Октябрьского муниципального района Челябинской области и Муниципального образования «Октябрьский муниципальный район Челябинской области», понуждении к ликвидации свалок твердых бытовых отходов и строительного мусора на территории сельского поселения.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, принадлежащем МО «Октябрьский муниципальный район», которое в силу положений законодательства несет ответственность по его надлежащему содержанию, обязано ликвидировать расположенную на нем несанкционированную свалку в силу прямого указания статьи 210 ГК РФ, статьи 42 ЗК РФ независимо от вины в ее организации, поскольку в данном случае речь идет не о гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а об установленной законом обязанности по охране земельных участков от загрязнения и иного негативного воздействия.

Пример 3

Златоустовским городским судом Челябинской области рассмотрено административное дело № 2а-2228/2019 по административному иску прокурора г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к администрации Златоустовского городского округа, Главе Златоустовского городского округа о возложении обязанности провести организационные мероприятия по подготовке проекта изменений в Генеральный план города Златоуста и Правила землепользования и застройки города Златоуста в части исключения земельных участков из земель населенного пункта – города Златоуста в течение месяца со дня вступления решения в законную силу; возложении обязанности назначить проведение публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Генеральный план города Златоуста и Правила землепользования и застройки города Златоуста в части исключения земельных участков из земель населенного пункта – города Златоуста.

Судом первой инстанции установлено, что в нарушение действующего законодательства земельные участки для размещения отходов до настоящего времени находятся в границах населенного пункта – Златоустовского городского округа, надлежащих мер со стороны администрации к изменению категории земель указанных земельных участков и изменению городской черты не принято. Для исключения указанных земельных участков, используемых в нарушение действующего законодательства для размещения отходов, из земель населенного пункта – г. Златоуста администрация обязана провести организационные мероприятия по подготовке проекта изменений в Генеральный план города Златоуста и Правила землепользования и застройки города Златоуста, а Глава ЗГО – назначить проведение публичных слушаний по указанному вопросу в порядке и сроки, установленные Положением об организации и проведении публичных слушаний в ЗГО.

Новости ЖКХ: