Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Практика Челябинского областного суда по вопросам ЖКХ и охраны окружающей среды

В Обобщении судебной практики по административным делам, связанным с охраной окружающей среды, рассмотренным судами Челябинской области за период с 01 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г. есть примеры дел, связанные с ЖКХ. Им и посвязен этот материал.

Ликвидация несанкционированных свалок, в том числе твердых коммунальных отходов

Пример 1

Нагайбакским районным судом Челябинской области рассмотрено административное дело № 2а-543/2021 по административному иску прокурора Нагайбакского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Фершампенуазского сельского поселения Нагайбакского района Челябинской области, администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области о признании незаконным бездействия в части исполнения законодательства об отходах производства и потребления, земельного законодательства и возложении обязанности по оформлению в установленном порядке права пользования земельным участком для размещения площадки для сбора твердых коммунальных отходов, расположенной в непосредственной близости с домом по улице в селе Фершампенуаз, либо осуществлению демонтажа площадки для сбора твердых коммунальных отходов, расположенной в непосредственной близости с домом по улице в селе Фершампенуаз.

При вынесении решения об удовлетворении заявленных требований суд учитывал, что спорная контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с реестром и схемой размещения контейнерных площадок в селе Фершампенуаз зарегистрирована по другому адресу. При этом данная площадка размещена на земельном участке, в отношении которого не проведены кадастровые работы, не совершены действия по постановке его на государственный кадастровый учет; кроме того, отсутствует решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование для размещения площадки.

Решение суда в апелляционном и кассационном порядках не обжаловалось.

Пример 2

Пластским городским судом Челябинской области рассмотрено административное дело № 2а-496/2019 по административному исковому заявлению прокурора г. Пласта Челябинской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по ликвидации места несанкционированного размещения промышленных и бытовых отходов, возложении обязанности ликвидировать несанкционированные места размещения промышленных и бытовых отходов на территории Пластовского муниципального района в указанных по географическим координатам местах.

Решением Пластского городского суда Челябинской области от 11 сентября 2019 года иск прокурора г. Пласта Челябинской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворен.

Решение суда было обжаловано, апелляционным определением Челябинского областного суда от 27 января 2020 года решение городского суда отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Пример 3

Административное дело № 2а-177/2020, поступившее на новое рассмотрение в Пластский городской суд, рассмотрено с частичным удовлетворением требований прокурора г. Пласта Челябинской области: на Главное управление лесами Челябинской области возложена обязанность ликвидировать несанкционированное место размещения промышленных и бытовых отходов на площади около 100 квадратных метров, расположенное на участке местности с географическими координатами 54°22′628″ северной широты, 60°50′781″ восточной долготы, соответствующем кварталу 33 Пластовского участкового лесничества в Пластовском муниципальном районе Челябинской области. В удовлетворении исковых требований прокурора г. Пласта Челябинской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области отказано.

При вынесении решения суд учитывал порядок организации мероприятий по ликвидации свалок в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых возложено на орган лесного надзора как на учреждение, на которое возложены обязанности по использованию, охране и защите лесов на территории муниципального района.

Решение было обжаловано в апелляционном порядке и изменено: дополнено указанием срока исполнения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06 апреля 2021 года решение Пластского городского суда Челябинской области от 10 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 12 октября 2020 года оставлены без изменения, кассационная жалоба государственного казенного учреждения «Управление лесничествами Челябинской области» – без удовлетворения.

Пример 4

Каслинским городским судом Челябинской области рассмотрено административное дело № 2а-414/2020 по административному иску Каслинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Каслинского муниципального района, Главному управлению лесами Челябинской области, Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области о признании бездействия в виде непринятия мер по ликвидации несанкционированных свалок на территории муниципального района незаконным, возложении обязанности.

Удовлетворяя заявленные требования в части, суд исходил из порядка организации мероприятий по ликвидации свалок в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, земель населенного пункта.

Решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу.

Площадки для мусора

Пример 1

Миасским городским судом Челябинской области рассмотрено 1 административное дело № 2а-1908/2021 по административному иску прокурора г. Миасса Челябинской области к администрации Миасского городского округа Челябинской области о признании недействующим полностью со дня вступления решения суда в законную силу постановления № 6156 от 28 декабря 2018 года «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Миасского городского круга», постановления № 5818 от 09 декабря 2020 года «О внесении изменений в постановление администрации Миасского городского округа № 6156 от 28 декабря 2018 года …».

При рассмотрении административного дела суд учитывал, что на орган местного самоуправления возложена обязанность по содержанию мест ТКО и ведению соответствующего реестра, фактически данный реестр утверждён с нарушениями закона. На протяжении длительного периода времени оспариваемые постановления не приведены в соответствие с требованиями законодательства. Внесение изменений в постановление (при получении новой информации) не устраняет допущенные нарушения, поскольку не содержит графической схемы, сведений о собственниках мест (площадок) накопления ТКО, об источниках образования ТКО. Отсутствие схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ненадлежащее ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО нарушают права граждан на благоприятные окружающую среду и условия проживания, а также принцип охраны здоровья человека, установленный статьей 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, которые направлены на устранение выявленных нарушений.

В апелляционном порядке указанное решение обжаловано не было.

Пример 2

По административному делу № 2а-99/2021 прокурор Октябрьского района Челябинской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия Муниципального образования «Мяконьское сельское поселение» Октябрьского муниципального района Челябинской области и Муниципального образования «Октябрьский муниципальный район Челябинской области», понуждении к ликвидации свалок твердых бытовых отходов и строительного мусора на территории сельского поселения.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, принадлежащем МО «Октябрьский муниципальный район», которое в силу положений законодательства несет ответственность по его надлежащему содержанию, обязано ликвидировать расположенную на нем несанкционированную свалку в силу прямого указания статьи 210 ГК РФ, статьи 42 ЗК РФ независимо от вины в ее организации, поскольку в данном случае речь идет не о гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а об установленной законом обязанности по охране земельных участков от загрязнения и иного негативного воздействия.

Пример 3

Златоустовским городским судом Челябинской области рассмотрено административное дело № 2а-2228/2019 по административному иску прокурора г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к администрации Златоустовского городского округа, Главе Златоустовского городского округа о возложении обязанности провести организационные мероприятия по подготовке проекта изменений в Генеральный план города Златоуста и Правила землепользования и застройки города Златоуста в части исключения земельных участков из земель населенного пункта – города Златоуста в течение месяца со дня вступления решения в законную силу; возложении обязанности назначить проведение публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Генеральный план города Златоуста и Правила землепользования и застройки города Златоуста в части исключения земельных участков из земель населенного пункта – города Златоуста.

Судом первой инстанции установлено, что в нарушение действующего законодательства земельные участки для размещения отходов до настоящего времени находятся в границах населенного пункта – Златоустовского городского округа, надлежащих мер со стороны администрации к изменению категории земель указанных земельных участков и изменению городской черты не принято. Для исключения указанных земельных участков, используемых в нарушение действующего законодательства для размещения отходов, из земель населенного пункта – г. Златоуста администрация обязана провести организационные мероприятия по подготовке проекта изменений в Генеральный план города Златоуста и Правила землепользования и застройки города Златоуста, а Глава ЗГО – назначить проведение публичных слушаний по указанному вопросу в порядке и сроки, установленные Положением об организации и проведении публичных слушаний в ЗГО.

Поделиться мнением о прочитанном

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом