Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Моральный вред из-за неуказания в квитанции объёма коммунальных услуг

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции напомнил, что ресурсоснабжающие организации обязаны указывать в платёжке объём коммунальной услуги (дело № 88 – 655/2022). Отсутствие такой информации нарушает права потребителей.

Газоснабжающее предприятие ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» размещало в системе ГИС ЖКХ платёжные документы без указания объёма потреблённого газа. Собственники жилого дома потребовали от Общества выплатить компенсацию морального вреда за это нарушение.
Не получив ответа, владельцы дома обратились в суд с требованием признать действия ответчика незаконными и взыскать с него компенсацию морального вреда.

Первая инстанция в иске отказала полностью. В решении отмечено, что истцы не доказали нарушение своих прав. Негативных последствий для них в результате действий ответчика не наступило.

Апелляционный суд решение отменил и частично удовлетворил исковые требования. Отсутствие обязательной информации об объёме коммунального ресурса признано незаконным. С ответчика взыскана компенсация морального вреда — 500 рублей и штраф в размере половины взысканной суммы.
Вторая инстанция установила, что ответчик нарушил право потребителей коммунальных услуг на получение полной информации о предоставленной услуге.

Окончательное решение
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции рассмотрел жалобу Общества и оставил апелляционное определение в силе.
Соглашаясь с апелляционной инстанцией, вышестоящий суд отметил:

  • потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию об исполнителе, реализуемых им товарах (работах, услугах) и иную;
  • исполнитель обязан своевременно предоставлять необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), чтобы обеспечить возможность их правильного выбора (статьи 8, 10 Закона РФ № 2300 – 1 «О защите прав потребителей»);
  • Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов № 354 предусматривают, что в платёжных документах необходимо отражать объём каждого вида коммунальных услуг (пункт 69).

Ответчик не указал в квитанции информацию об объёме коммунальной услуги.
Поэтому апелляционный суд сделал верный вывод о том, что права истцов на получение своевременной и полной информации о предоставленной услуге нарушены, и обоснованно взыскал компенсацию морального вреда и пеню.

Больше причин для взыскания морального вреда. Примеры удачного обращения в суд и провальных попыток.

Татьяна Сбеглова: