Восьмой кассационный суд общей юрисдикции напомнил, что ресурсоснабжающие организации обязаны указывать в платёжке объём коммунальной услуги (дело № 88 – 655/2022). Отсутствие такой информации нарушает права потребителей.
Газоснабжающее предприятие ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» размещало в системе ГИС ЖКХ платёжные документы без указания объёма потреблённого газа. Собственники жилого дома потребовали от Общества выплатить компенсацию морального вреда за это нарушение.
Не получив ответа, владельцы дома обратились в суд с требованием признать действия ответчика незаконными и взыскать с него компенсацию морального вреда.
Первая инстанция в иске отказала полностью. В решении отмечено, что истцы не доказали нарушение своих прав. Негативных последствий для них в результате действий ответчика не наступило.
Апелляционный суд решение отменил и частично удовлетворил исковые требования. Отсутствие обязательной информации об объёме коммунального ресурса признано незаконным. С ответчика взыскана компенсация морального вреда — 500 рублей и штраф в размере половины взысканной суммы.
Вторая инстанция установила, что ответчик нарушил право потребителей коммунальных услуг на получение полной информации о предоставленной услуге.
Окончательное решение
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции рассмотрел жалобу Общества и оставил апелляционное определение в силе.
Соглашаясь с апелляционной инстанцией, вышестоящий суд отметил:
- потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию об исполнителе, реализуемых им товарах (работах, услугах) и иную;
- исполнитель обязан своевременно предоставлять необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), чтобы обеспечить возможность их правильного выбора (статьи 8, 10 Закона РФ № 2300 – 1 «О защите прав потребителей»);
- Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов № 354 предусматривают, что в платёжных документах необходимо отражать объём каждого вида коммунальных услуг (пункт 69).
Ответчик не указал в квитанции информацию об объёме коммунальной услуги.
Поэтому апелляционный суд сделал верный вывод о том, что права истцов на получение своевременной и полной информации о предоставленной услуге нарушены, и обоснованно взыскал компенсацию морального вреда и пеню.
➜ Больше причин для взыскания морального вреда. Примеры удачного обращения в суд и провальных попыток.