Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

Может ли потребитель сам поставить водяной счётчик

Арбитражный суд Уральского округа признал, что потребители коммунальных услуг вправе устанавливать приборы учёта воды самостоятельно, не привлекая исполнителя коммунальной услуги (дело № А47 – 10447/2020).

Собственник квартиры заключил с ООО «Инженерные системы» из г. Оренбурга договор на водоснабжение и водоотведение. Потребитель услуги сам установил прибор учёта холодной воды. Владелец квартиры неоднократно обращался к организации с просьбами обеспечить присутствие представителя для снятия показаний со старого прибора учёта, ввода в эксплуатацию и опломбировки нового счетчика.

На все обращения собственник получил отказы, причины которых сводилась к следующему:

  • Перед подачей заявки собственник должен был обратиться к обществу с заявлением о демонтаже прибора и монтаже нового счётчика.
  • Потребитель не вправе самостоятельно нарушать целостность пломб.
  • Заявитель установил прибор учёта с нарушением, при монтаже не присутствовали представители Общества, условия монтажа и эксплуатации не соблюдены.
  • Владелец квартиры может обратиться в специализированную организацию или Общество, чтобы организация демонтировала старый прибор и установила новый.

Кроме того, организация доначислила собственнику плату за потребленную холодную воду за четыре месяца, а также потребовала возместить 850 р. убытков, которые она понесла из-за выезда к неподготовленному для опломбировки счётчику.
Собственник квартиры пожаловался в Кувандыкскую межрайонную прокуратуру. 

Прокурор потребовал от организации:
- ввести счётчик в эксплуатацию;
- сделать перерасчёт платы с исключением штрафа за демонтаж прибора;
- не препятствовать жильцам самостоятельно заменять счётчики при соблюдении потребителями Правил предоставления коммунальных услуг № 354.

Общество оспорило представление прокурора в арбитражный суд.
Суды отказали в удовлетворении заявления отказали.

Арбитражный суд Уральского округа рассмотрел кассационную жалобу организации и отметил, что согласно Правилам № 354 исполнитель — это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, которые предоставляют потребителям коммунальные услуги.

Исполнитель обязан:

  • не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку прибора учёта;
  • осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного счётчика не позднее месяца, который следует за датой его установки;
  • приступить к осуществлению расчётов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний счетчика – начиная с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию (пункт «у»).

Суд указал, что согласно пункту 34 Правил № 354 потребитель имеет, в том числе, право:

  • принимать решение об установке индивидуального прибора учёта, соответствующего требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений;
  • обращаться к лицам, которые осуществляют соответствующие работы для установки такого прибора учёта (пункт «з»);
  • требовать от исполнителя ввести в эксплуатацию установленный потребителем или привлеченным им лицом счётчика и требовать от исполнителя проводить техническое обслуживание приборов и распределителей (пункт «к»).

Собственник обязан оснастить жилого или нежилого помещения приборами учёта. Ввод их в эксплуатацию, техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора в эксплуатацию (документальное оформление), должен осуществлять исполнитель, в том числе на основании заявки владельца помещения (п. 80 (1)).

Согласно Правилам организации коммерческого учёта воды, сточных вод № 776 приборы учёта устанавливают абоненты или транзитные организации самостоятельно либо по договору с организацией, которая осуществляет водоснабжение и водоотведение, за счёт средств абонента или транзитной организации (п. 45).

Кассационный суд подчеркнул, что замена индивидуальных приборов учёта холодного водоснабжения не относится к лицензируемым видам деятельности, не требует допусков и разрешений. Поэтому может быть выполнена любым лицом при соблюдении требований пунктов 80, 81 Правил № 354.

Как указала кассационная инстанция, суды приняли верное решение, поскольку:
- деятельность по установке счётчика не лицензируется, не требует специальных познаний;
- Правила № 354 не обязывают потребителя заключить договор на установку с организациями.

Эти обстоятельства позволили суду сделать вывод, что прокуратура правомерно указала на недопустимость препятствий потребителям самостоятельно заменять счётчики водоснабжения при соблюдении Правил № 354.

Татьяна Сбеглова:

View Comments (3)

  • Не согласен с решениями судов и прокуратуры , потому что собственники , которые много лет, межповерочный интервал, искажали показания приборов учета , для того чтобы скрыть этот факт от исполнителя услуг, прибегают к хитрости и меняют самостоятельно прибор учета, срывают пломбу, и уничтожают старый прибор , не предъявляя его исполнительно. И начинают с чистого листа, а в периоды проверки исполнителем приборов учета на предмет правильности снятия показаний всячески увиливают от присутствия в этот момент в жилом помещении.

    • Еще было решение, где типа ребенок пломбу сорвал. Не такая же ситуация, но близко к тому, что Вы говорите (хитростям).
      Так тоже суды встали на сторону потребителя.

    • Пусть исполнители устанавливают приборы учёта за свой счёт, обслуживают, поверяют и меняют их. Приборы будут в собственности исполнителей.
      А сейчас прибор в моей собственности, и при окончании межповерочного интервала, я имею полное право его демонтировать, установить новый, а старый "потерять".
      У исполнителей есть копии паспортов, и они знают сроки окончания поверки, поэтому пусть приходят и снимают контрольные показания, проверяют свои пломбы. А бесплатно приходить они не хотят. А если я не заменю вовремя счётчик, то они, с большой радостью, насчитают мне по повышенному тарифу. Так что - сами виноваты!