Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Ответственность за неполную информацию в платежках за ЖКУ

Если управляющая компания не указывает в платёжках всю ту информацию, что перечислена в п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг № 354, то она нарушает не только жилищное законодательство, но и Закон о защите прав потребителей. Такая небрежность чревата привлечением к административной ответственности. Штраф зависит от квалификации нарушения, к которой в различных регионах подходят по-разному.

Опубликовано 25.08.2021. Обновлено 12.02.2024

Управляющая организация не указала в квитанциях показания общедомовых счетчиков

В Москве заявитель просил привлечь ГБУ «Жилищник района Гольяново» к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ, так как в платежке нашел не всю информацию, предусмотренную Правилами предоставления коммунальных услуг № 354. 
Речь про соблюдение подпункта «е» пункта 69 Правил, согласно которому в платежном документе должны быть указаны показания общедомовых счетчиков. 

Роспотребнадзор отказал в возбуждении дела об административном правонарушении, так как посчитал, что отсутствие в платежном документе показаний ОДПУ тепловой энергии и горячего водоснабжения не образует состав правонарушения по ст. 14.5 КоАП РФ. 

Суд встал на сторону потребителя: 

  • Подпункт «е» пункта 69 Правил № 354 устанавливает, что именно (среди прочего) должно содержаться в платежном документе.
    Такое правовое регулирование носит императивный характер, направлено на своевременное предоставление потребителю уведомительной и достоверной информации о фактически потребленных коммунальных услугах, в том числе на общедомовые нужды.
  • Объективная сторона правонарушения выражена в непредставлении обязательной информации при оказании услуг потребителю.
  • Таким образом, Управление безосновательно отказало в возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.5 КоАП РФ.

Апелляционная инстанция оставила жалобу административного органа без удовлетворения (дело №А40 – 211242/2023). 

Статья 14.5 КоАП РФ предусматривает штрафы в 30 000 – 40 000 р. (для юрлиц) за оказание услуг при отсутствии установленной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством РФ (ч. 1).

Второе дело по той же самой ситуации с теми же действующими лицами

В этот раз потребитель выиграл примерно по тому же поводу (неполная и недостоверная информация в ЕПД), но уже у Мосжилинспекции, которая не хотела возбуждаться по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ (нарушение лицензионных требований).
Однако в этом деле гражданину пришлось дойти до кассационной инстанции — Арбитражного суда Московского округа, чтобы к его доводам прислушались.

Позиция Мосжилинспекции и двух инстанций:
— между Жилищником и ГБУ МФЦ имеется договор, по которому формированием ЕПД занимается МФЦ;
— в текущей версии АСУ ЕИРЦ формировать платежки можно только так, как они формируются, и вообще эта информация носит справочный характер;
— если сделать нормально, то это «может привести к введению в заблуждение потребителя коммунальных услуг при чтении платёжного документа».

Почему с ними не согласился кассационный суд:

  • По мнению заявителя, учреждением не размещены в платежных документах сведения о суммарных объемах потребленной тепловой энергии на нужды отопления, сведения о показаниях ОДПУ тепла носят явно недостоверный характер.
    «Суды не учли, что в поданном в суд заявлении гражданин указывает не только на неполноту сведений ЕПД, но также и на недостоверность (несоответствие действительности) информации в том же ЕПД».
  • Инспекция не оспаривает отсутствие в платежном документе всех необходимых сведений, довод о недостоверности показаний ОДПУ отопления не опровергала и не проверяла. Не оспаривая наличие нарушения, МЖИ ссылается на отсутствие состава (а не события) правонарушения, так как считает, что Жилищник не виноват.
    «Суды не указали, каким образом инспекция при отказе в возбуждении дела об административном правонарушении выяснила, какие меры приняты учреждением, проверяла ли инспекция данный вопрос или нет. Также не указано, что препятствовало указанию достоверных сведений в платежном документе».
  • Инспекция ссылается на утверждённую в Москве форму ЕПД, не позволяющую указать в ней все сведения, требуемые в соответствии с подпунктом «е» пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг №354.
    Однако МЖИ «не указывает, какие действия были совершены в связи с этим в рассматриваемом случае, насколько такое обстоятельство позволяет бездействовать и допускать нарушение требований Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ. Ссылка на текущую версию АСУ ЕИРЦ, ту или иную реализацию возможности отражения в формируемых ЕПД, не может объяснять невыполнение данных требований Правил № 354».
  • Суды ссылаются на договор между Жилищником и МФЦ, однако самого договора в материалах дела нет. Его существование не отрицается и самим заявителем, однако освобождает ли заключение договора от ответственности за неисполнение обязанности по размещению в квитанции полной и достоверной информации?
    Суды не учли обязательность соблюдения требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам №354.

Заканчивая распекать потакание нижестоящими судами позиции МЖИ и направляя дело на новое рассмотрение, суд округа дополнительно напомнил: истечение срока давности привлечения к административной ответственности не должно стать основанием для повторения вывода о законности отказа МЖИ, который не содержал такого указания, а был мотивирован иначе (дело № А40 – 56591/2023).

Часть 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ предусматривает штрафы для юрлиц от 250 000 до 300 000 р., а для должностных лиц – от 50 000 до 100 000 р.

ТСЖ из Санкт-Петербурга не указало в квитанциях единицы измерения услуг

Арбитражный суд Северо-Западного округа не усмотрел оснований для освобождения ТСЖ от административной ответственности за то, что оно не указывало в квитанциях единицы измерения услуг (дело № А56 – 66121/2020).

ТСЖ «Новатор», которое управляет МКД в Санкт-Петербурге, оформляло счета на оплату коммунальных услуг с нарушением требований закона. В частности, в строках по услугам не указывало единицы измерения объёма (количества) услуг. Также в одном из счетов Товарищество не указало информацию об исполнителе услуг в строках «Видеонаблюдение», «Аварийное обсл.», «Радио», «Антенна».

Роспотребнадзор квалифицировал действия Товарищества как правонарушение и привлёк ТСЖ к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ. Товарищество было оштрафовано на 10 000 р., а также получило представление с требованием устранить причины и условия правонарушения.
Товарищество с привлечением к административной ответственности не согласилось и обратилось в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций признали вину Товарищества в правонарушении доказанной и отказали в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция тоже не нашла оснований для отмены судебных постановлений.

Отказывая в отмене судебных актов, Арбитражный суд Северо-Западного округа указал:

  • Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при отсутствии их исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ).
  • Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг № 354, в платёжном документе должно содержаться указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса и единицы измерения объёмов (количества) коммунальных ресурсов (подпункт «в» пункта 69).
  • Товарищество обязано предоставлять потребителю в платёжном документе полную и достоверную информацию об оказываемой коммунальной услуге, в том числе ее стоимости. Невыполнение обязанности свидетельствует о нарушении прав потребителей (ст. 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Кассационная инстанция отметила, что закон устанавливает исчерпывающий перечень информации, которая должна быть указана в платёжном документе. Приведённая норма носит обязательный характер.
Вывод суда: ТСЖ привлечено к административной ответственности в соответствии с законом, его вина в правонарушении доказана.

Статья 14.8 КоАП РФ предусматривает штрафы для организаций в 5000 – 10000 р. за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы (ч. 1).

Что должно быть указано в платежном документе

Антонина Юдина: