Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

Судебная практика ЖКХ Саратовской области за 1 полугодие 2021

Региональные суды публикуют обзоры своей практики, чтобы нижестоящие инстанции видели свои заблуждения, а собственники могли оценить перспективы споров. Саратовский областной суд тоже опубликовал свою справку за 1 полугодие 2021. Из нее мы выбрали позиции в сфере ЖКХ.

1. К отношениям, возникающим между потребителем коммунальных услуг и управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным жилым домом и оказывающей жильцам услуги по расчету размера оплаты жилищно-коммунальных услуг и выставлению квитанций по их оплате, применяются положения Закона «О защите прав потребителей» в части, не урегулированной нормами жилищного законодательства.

Собственник обратился в суд с исковым заявлением к товариществу собственников недвижимости, просил признать действия ТСН по расчету задолженности за потребленные коммунальные услуги без учета платежей агенту в размере 86065 рублей незаконными, обязать Товарищество сделать перерасчет задолженности, взыскать компенсацию морального вреда, штраф в размере 50 % от присужденной в его пользу денежной суммы.

Удовлетворяя исковые требования в части признания действий Товарищества незаконными и возлагая на ответчика произвести перерасчет платы за потребленные коммунальные услуги, районный суд исходил из того, что начисление Товариществом задолженности по оплате коммунальных услуг без учета произведенных истцом платежей агенту является незаконным.

Отказывая истцу в удовлетворении требований о взыскании с Товарищества компенсации морального вреда и штрафа, районный суд исходил из того, что правоотношения между истцом и ответчиком Законом «О защите прав потребителей» не регулируются, поскольку требования истца не связаны с некачественным оказанием ему услуг.

Судебная коллегия не согласилась с этими выводами суда первой инстанции:

  • как разъяснено в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и квартиры, занимаемого гражданами в МКД по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», на отношения по предоставлению коммунальных услуг нанимателям жилых помещений по договору социального найма, а также собственникам жилых помещений в МКД, использующим жилые помещения для проживания, распространяется Закон «О защите прав потребителей» в части, не урегулированной специальными законами.
  • Согласно системному анализу норм права и разъяснениям Верховного Суда РФ по их применению к отношениям, возникающим между потребителем коммунальных услуг и управляющей организацией, применяются положения Закона «О защите прав потребителей» в части, не урегулированной нормами жилищного законодательства.

Апелляционная инстанция взыскала моральный вред и потребительский штраф.

2. Сделанный судом на стадии принятия искового заявления вывод о неприменении к спорным правоотношениям Закона «О защите прав потребителей» предрешает последующие выводы суда, что является недопустимым.

Два собственника обратились в суд с исковым заявлением к некоммерческой организации Фонд капитального ремонта общего имущества с иском о защите прав потребителей.

Определением судьи районного суда исковое заявление было возвращено в связи с его неподсудностью такому районному суду.
Судья первой инстанции пришел к выводу о том, что правоотношения сторон не регулируются нормами Закона «О защите прав потребителей», а потому основания для подачи иска по месту жительства истцов в соответствии с положениями ч. 7 ст. 29 ГПК РФ отсутствуют.

С такими выводами судьи первой инстанции не согласился судья апелляционной инстанции:
- в исковом заявлении собственники, ссылаясь на нарушение их прав в связи с некачественным капремонтом, просили обязать ответчика произвести ремонт кровли дома, взыскать стоимость ремонта, расходов на проведение экспертного исследования, а также компенсацию морального вреда и штраф, предусмотренные положениями Закона «О защите прав потребителей». Истцы обратились с исковым заявлением по месту своего жительства. Таким образом, истцы в обоснование исковых требований ссылались, в том числе, на положения Закона «О защите прав потребителей»;
- в силу ст. 148 ГПК РФ определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон, производится судом при подготовке дела к судебному разбирательству;
- судья на стадии принятия искового заявления не разрешает вопрос по существу, а определяет приемлемость спора для его рассмотрения в суде. Вопросы, связанные с существом спорных правоотношений и применением к ним соответствующих норм материального права, подлежат разрешению на стадии подготовки дела к судебном разбирательству;
 ‑возвращая исковое заявление, судья дал в определении правовую оценку заявленным истцами требованиям, выйдя тем самым за пределы полномочий, предоставленных ему законом на такой стадии гражданского процесса. Сделанный судом на стадии принятия искового заявления вывод о неприменении к спорным правоотношениям Закона «О защите прав потребителей» предрешает последующие выводы суда, что является недопустимым.

На этой странице мы собираем другую практику Саратовской области в сфере ЖКХ.

Новости ЖКХ: