Абонентские и псевдоабонентские договоры и проблемы УО из-за их заключения
ООО «Управляющая компания «Райцентр» из Московской области заключила с предпринимателем договоры на заполнение сайта ГИС ЖКХ (16000 р. ежемесячно) и ведение сайта УК (50000 р. ежемесячно). Так как УО оплатила не всё, на что рассчитывал предприниматель, последний обратился с иском в суд, где попросил взыскать более 900 000 р. задолженности и процентов.  Суд взыскал всего…
Долги предыдущего собственника по взносам на капремонт. Случаи из практики
Подобрали четыре примера из судебной практики, когда задолженность по уплате взносов на капремонт стала проблемой как для продавца квартиры/нежилого помещения, так и для покупателя. Неудачная попытка списать долг за капремонт по сроку исковой давности В сентябре 2022 г. жительница Красноярского края (Л.) продала свою квартиру с условием погашения задолженности по оплате капремонта. Но в ФКР…
ТСЖ из Санкт-Петербурга застраховало свою ответственность, но замучилось с получением страхового возмещения
ТСЖ «Дивенская 5» заключило договор страхования, по которому страховщик обязался за страховую премию при наступлении предусмотренного в Договоре страхового случая выплатить страховое возмещение в размере вреда, причиненного жизни, здоровью и (или) имуществу выгодоприобретателей. Через год в доме из-за износа системы горячего водоснабжения произошёл залив квартиры, которая пострадала на 300 тысяч рублей. Опубликовано 13.02.2024. Обновлено…

Верховный суд РФ про взыскание потребительского штрафа при некачественных услугах

Верховный Суд РФ признал, что с УК можно взыскать штраф за ненадлежащее исполнение обязанностей. При этом истец не обязан соблюдать досудебный порядок урегулирования спора (определение № 56-КГ21 – 7‑К9).

УК «Тихоокеанская управляющая компания номер 1» из г. Фокина Приморского края начисляла жильцам плату за жилищно-коммунальные услуги в полном объёме, но оказывала услуги ненадлежащего качества.
Длительное время УК не убирала территорию МКД, мусор вывозила нерегулярно, не реагировала на обращения жильцов.

Собственники нескольких квартир обратились в суд с исковыми требованиями и просили взыскать с УК:
• деньги, начисленные за содержание и ремонт общего имущества;
• штраф;
• компенсацию морального вреда.

Сначала удовлетворили, потом — частично отказали

В первой и апелляционной инстанциях собственники суд выиграли. По решению суда в их пользу были взысканы деньги, уплаченные за некачественные услуги, штраф и компенсация морального вреда.
При удовлетворении требований суды признали доказанным факт оказания ответчиком услуг ненадлежащего качества.

Девятый кассационный суд общей юрисдикции судебные постановления в части взыскания штрафа отменил и отказал в удовлетворении этого требования. В остальной части решение осталось без изменения.
Как решил суд, истцы не обращались к ответчику с заявлением о возврате им денег, внесённых за неоказанные им услуги. Штраф может быть взыскан только за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя, в то время как таких требований истцы в досудебном порядке не заявляли. Как посчитал суд, соблюдение досудебного порядка по таким спорам обязательно.

Собственники обратились в Верховный Суд РФ.

Что решил Верховный Суд

Как установил суд, истцы оплачивали содержание и ремонт общедомового имущества в соответствии с начислениями УК.

Верховный Суд напомнил, что управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором управления (п. 42 Правил содержания общего имущества в МКД).

Пленум Верховного Суда РФ уже разъяснял, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортёром), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).
Соответственно, требование потребителя не обязательно должно быть досудебным или внесудебным. Обязательная форма такого требования не установлена.
При рассмотрении дела в суде управляющая компания требования не признала и добровольно не удовлетворила.
Более того, до суда истцы неоднократно обращались к ответчику и требовали отремонтировать общее имущество и сделать перерасчёт платы.

Высшая судебная инстанция признала, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно взыскали штраф с ответчика.
Верховный Суд отменил кассационное определение в части отказа во взыскании штрафа и оставил в силе решение мирового судьи и определение апелляционной инстанции.

Другой материал про взыскание потребительского штрафа – «На машину упала наледь с крыши. Положен ли «потребительский штраф»?»

Татьяна Сбеглова: