Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Может ли госслужащий быть председателем правления ТСЖ

Может ли государственный служащий занимать выборную должность в товариществе собственников жилья, разбирался Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (дело № 88 – 6553/2021). Как выяснилось, безвозмездность такого участия ещё не свидетельствует о соблюдении госслужащим закона.

Точка в деле ещё не поставлена. Однако кассационная инстанция усомнилась в том, что совмещение должности государственной гражданской службы с должностью учредителя товарищества не создают противоречий между публичными и частным интересам.

Оперативный дежурный ОМВД России по Мошковскому району г. Новосибирска несколько лет занимал должность председателя в правлении ТСЖ. Когда это обстоятельство выяснилось, сотрудника уволили со службы в связи с несоблюдением ограничений и запретов, установленных федеральными законами.
Бывший сотрудник не согласился с увольнением и обратился в суд с требованием восстановить его на службе и оплатить время вынужденного прогула.

Доводы истца:
• служебная проверка не установила, что он нарушил закон;
• ТСЖ зарегистрировано в 2009 г., проверка проведена в 2020 г.;
• ТСЖ не осуществляло деятельность, которая преследует извлечение прибыли;
• Закон о государственной службе не запрещает участие в ТСЖ;
• сроки привлечения к дисциплинарной ответственности пропущены.

Центральный районный суд г. Новосибирска признал приказ об увольнении незаконным, восстановил истца на службе и взыскал денежное довольствие за время вынужденного прогула в сумме 140 000 рублей (дело № 2 – 3571/2020).
Апелляционная инстанция с решением согласилась.
Решение обжаловали ответчик — ГУ МВД РФ и прокурор Новосибирской области.

Вышестоящий суд учёл, что истец избран учредителем Товарищества на безвозмездной основе и денежное вознаграждение за общественную работу не получал. На момент рассмотрения дела принимает меры для исключения себя из числа учредителей.

При этом судебная коллегия не согласилась с выводами нижестоящих инстанций, которые посчитали:
• факт нарушения истцом ограничений и запретов, установленных федеральными законами, не нашёл своего подтверждения;
• отсутствует коллизия публичных и частных интересов.

Правовое обоснование кассационной инстанции:

  1. Федеральный закон № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что работа сотрудников органов внутренних дел по совместительству не допускается (ч.4 ст. 34 ).
  2. К грубым нарушениям служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел относится несоблюдение ограничений и запретов, установленных законодательством РФ (п. 1 ч. 2 ст. 49).
  3. Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в качестве исключения позволяет участвовать на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией, но с разрешения представителя нанимателя, которое получено в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа (пп. «б» п. 3 ч. 1 ст. 17).

Судебная коллегия обратила внимание нижестоящих инстанций на то, что на дату избрания истца учредителем ТСЖ (2009 г.) Федеральный закон о госслужбе запрещал госслужащим участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением участия в управлении товариществом собственников жилья и некоторых других организаций — с разрешения представителя нанимателя, которое получено в установленном порядке (п. 3 ч. 1 ст. 17).
Однако правомерность участия госслужащего в ТСЖ нельзя оценивать только по такому формальному признаку, как безвозмездность.

Нижестоящие суды не исследовали юридически значимые обстоятельства. В частности,не установили:
• предпринимал ли истец меры, чтобы получить разрешение представителя нанимателя на безвозмездное участие в ТСЖ;
• было ли им получено такое разрешение;
• не дал правовую оценку заключению, принятому по результатам проверки.

В итоге кассационная инстанция отменила судебные постановления, а дело направила на новое рассмотрение в апелляционный суд.

* * *

Кроме соблюдения ограничений и запретов, связанных с госслужбой, прокуратура любит проверять в ТСЖ наличие антикоррупционной политики.
Скачать образец антикоррупционной политики ТСЖ можно на сайте ДомОнлайн.

Татьяна Сбеглова: