Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

Судебная практика ЖКХ Республики Татарстан

Региональные суды размещают на своём сайте обзоры наиболее интересных дел, чтобы нижестоящие инстанции видели свои заблуждения, а потенциальные истцы и ответчики могли оценить перспективы споров. Верховный Суд Республики Татарстан тоже опубликовал обобщения своей практики, из которых мы подобрали случаи, связанные с жилищным законодательством.

Позиция суда: Требование о перерасчёте платы в связи с оказанием коммунальных услуг ненадлежащего качества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, соединенное с требованием о взыскании компенсации морального вреда относится к подсудности мирового судьи.

Собственница обратилась к управляющей организации с иском, в котором просила признать незаконными начисления за отопление в размере 2 тысячи рублей; обязать ответчика исключить эту сумму путём выполнения перерасчёта; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда и потребительский штраф.

Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.

Судебная коллегия решение суда отменила с передачей дела на рассмотрение мировому судье:

  • иски о перерасчёте платы в связи с оказанием коммунальных услуг ненадлежащего качества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, подсудны мировому судье, а иски об определении порядка внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, как иски, не подлежащие оценке, подсудны районному суду;
  • поскольку цена заявленного иска не превышала 50 000 рублей, а требование о взыскании компенсации морального вреда заявлено одновременно с требованием имущественного характера и являлось производным от него, то спор относился к подсудности мирового судьи (апелляционное определение по делу №33 – 20998/2019).

Позиция суда: требование собственника квартиры о возмещении материального ущерба, причинённого её затоплением, не относится к предусмотренным статьёй 31 Закона РФ «О защите прав потребителей» требованиям, за нарушение сроков удовлетворения которых исполнитель уплачивает потребителю неустойку.

Собственники обратились к управляющей организации с иском о взыскании неустойки, компенсации морального вреда и штрафа. Принадлежащие им квартиры были залиты водой в связи с ненадлежащим исполнением УК обязанности по содержанию общего имущества. Ссылаясь на положения статей 28, 31 Закона «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей»), истцы просили взыскать с УК неустойку за просрочку исполнения требований о возмещении убытков, компенсацию морального вреда, расходы на оплату услуг представителя и штраф.

Суд первой инстанции иск удовлетворил частично, взыскав с УК неустойку, размер которой был исчислен из размера цены услуги по управлению многоквартирным домом.

Судебная коллегия отменила решение суда в части удовлетворения требования о взыскании неустойки:

  • требования истцов заключались во взыскании с ответчика неустойки за просрочку исполнения их требований о возмещении убытков, причинённых затоплением принадлежащих им жилых помещений;
  • из буквального толкования содержания статей 29 и 31 Закона РФ «О защите прав потребителей» следует, что законодатель разграничивает следующие понятия:
    - расходы потребителя по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
    - убытки, причинённые потребителю в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги);
    - убытки, причинённые потребителю в связи с отказом от исполнения договора;
  • возможности взыскания с исполнителя неустойки за просрочку исполнения требования потребителя о возмещении убытков, причинённых в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), положения статьи 31 Закона РФ «О защите прав потребителей» не предусматривают. Эти требования вытекают из обязательства по возмещению вреда и не относится к требованиям, за нарушение сроков удовлетворения которых исполнитель в силу положений Закона РФ «О защите прав потребителей» уплачивает потребителю неустойку.

Решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований о взыскании неустойки было отменено с принятием нового решения об отказе в иске (апелляционное определение по делу № 33 – 8237/2020).

Позиция суда: лицо, не являющееся собственником расположенного в многоквартирном доме жилого помещения и не принимавшее участия общем собрании собственников помещений этого многоквартирного дома, вправе оспорить принятое собранием решение, если оно затрагивает его права и обязанности.

УК обратилась с иском к собственнику-инициатору собрания о признании недействительными решений общего собрания собственников. На этом собрании собственники решили расторгнуть с УК договор управления.

Суд первой инстанции оставил иск УК без рассмотрения со ссылкой на то обстоятельство, что при подаче иска УК действовала не в своих интересах, а в интересах жителя многоквартирного дома.

Судебная коллегия названное определение отменила и возвратила дело в суд первой инстанции для рассмотрения иска по существу:

  • иск направлен на восстановление прав самого истца, которые он полагает нарушенными в связи с принятием оспариваемого решения общего собрания;
  • в силу положений части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (апелляционное определение по делу № 33 – 9814/2020).

Позиция суда: если фонд капремонта формируется на счёте специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капремонта общего имущества в многоквартирных домах, то материальный ущерб, причинённый собственнику жилого помещения в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по проведению капремонта, подлежит возмещению за счёт регионального оператора.

Собственница обратилась с иском о возмещении убытков, причинённых затоплением жилого помещения. В обоснование требований указано, что квартира истицы была затоплена в результате прорыва стояка центрального водоснабжения; причиной прорыва явились некачественные работы, проведённые в ходе капремонта многоквартирного дома.

Суд первой инстанции удовлетворил иск частично, взыскав сумму восстановительного ремонта квартиры и судебные расходы с подрядной организации.

Апелляционная инстанция отменила такое решение, возложив гражданско-правовую ответственность на регионального оператора:

  • собственники приняли решение о способе формирования фонда капремонта путём перечисления взносов на капремонт на счёт регионального оператора;
  • ответственность за последствия ненадлежащего капремонта подрядной организацией, привлечённой региональным оператором, лежит именно на Фонде;
  • поскольку требования истицы были основаны на доводе о причинении ей материального вреда именно в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по проведению капремонта и законом прямо установлено лицо, которое должно в подобном случае выступать в качестве ответчика, то суд первой инстанции, не презюмируя тем самым вопрос о лице, на которого должна быть возложена гражданско-правовая ответственность, должен был поставить перед сторонами вопрос о привлечении регионального оператора к участию в деле в качестве соответчика (апелляционное определение по делу № 33 – 8274/2020).

Позиция суда: при рассмотрении дела по иску о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги суд обязан истребовать сведения о собственниках жилого помещения, а также проверить представленный истцом расчёт задолженности.

Управляющая многоквартирным домом организация обратилась к собственнику с иском о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Суд первой инстанции иск удовлетворил, согласившись с представленным истцом расчётом задолженности.

Верховный Суд Республики Татарстан изменил решение суда первой инстанции:

  • разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что в юридически значимый период должник являлся единственным собственником квартиры. Вместе с тем этот вывод суда первой инстанции на каких-либо доказательствах основан не был;
  • в ходе рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия истребовала из Управления Росреестра по Республике Татарстан сведения о собственниках жилого помещения. Из ответа на запрос суда апелляционной инстанции следовало, что на протяжении всего значимого периода ответчице принадлежала лишь доля в праве общей долевой собственности на квартиру. Таким образом, взыскание с истицы всей образовавшейся задолженности на законе основано не было.
Новости ЖКХ: