Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

Попытка оспорить в Верховном Суде РФ письмо Минстроя РФ

Граждане и организации часто обращаются в Минстрой России за разъяснением правовых норм. Не все согласны с ответами Министерства, и кто-то даже пытается оспорить письма Минстроя РФ в суде.

Напомним, что сам Минстрой в конце своих ответов указывает, что его письма
«являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера».

Верховный Суд РФ недавно отказал управляющей организации в признании недействующим пункта 6 приложения к письму Минстроя РФ от 2 сентября 2016 г. № 28483-АЧ/04 (решение ВС РФ от 15 апреля 2021 г. № АКПИ21 – 66). В этом письме разъяснялись некоторые вопросы о применении повышающих коэффициентов и нормативов потребления при расчетах за коммунальные услуги и ресурсы.

Управляющей организации не нравились разъяснения, которые, по мнению заявителя, позволяли не учитывать размер повышающего коэффициента при определении объема коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества, «что влечет увеличение обязательств, как конечного потребителя, так и управляющей компании».

Минстрой РФ в возражениях на административный иск пояснил:
- письмо не является нормативным правовым актом,
- содержащиеся в нем разъяснения не выходят за рамки адекватного толкования положений законодательства, действовавшего на дату его издания,
- письмом Минстроя России от 2 июля 2018 г. № 27961-АЧ/04 до сведения высших должностных лиц регионов доведено, что рассматриваемое Письмо 2016 года в связи с утратой актуальности необходимо считать недействующим.

Министерство юстиции РФ пояснило что письмо 2016 года было адресовано высшим должностным лицам субъектов регионов, содержало разъяснения по вопросам, возникающим в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства РФ Постановлением № 603, фактически приобрело свойства, позволяющие применять его в качестве обязывающего предписания общего характера. Так как издание нормативных правовых актов в виде писем не допускается, Минюст РФ в мае 2018 года предложил Минстрою России отозвать Письмо, что и было сделано.

Верховный Суд РФ отметил:

  • Пунктом 3 постановления Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг…» полномочия по разъяснению Правил возложены на Минстрой России. В связи с многочисленными обращениями, Минстрой направил рассматриваемое Письмо.
    Таким образом, Письмо с прилагаемой к нему информацией издано Минстроем России в пределах предоставленных ему полномочий.
  • Доводы административного истца о том, что повышающий коэффициент увеличивает потребленный объем коммунальных услуг, а разъяснение абз. 8 пункта 6 приложения к Письму противоречит законодательству, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
  • Разъяснения не изменяют и не дополняют действующие положения законодательства в сфере ЖКХ, а воспроизведенные в нем конкретные нормы права и сопутствующая им интерпретация не выходят за рамки адекватного истолкования, соответствуют действительному смыслу разъясняемых им положений ЖК РФ, Правил № 354 и Правил № 124, не влекут изменение правового регулирования.
  • Утверждение административного истца о нормативном характере оспариваемого акта основано на ошибочном толковании норм процессуального права. Существенным признаком, характеризующим акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, является наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц. Оспариваемый акт таким признаком не обладает.

Верховный Суд РФ отметил, что письменные разъяснения Минстроя России о применении отдельных положений законодательства имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют субъектам общественных отношений руководствоваться нормами действующего законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в Письме.

Новости ЖКХ: