С кого запрещено брать комиссию при оплате ЖКУ
Опубликован Федеральный закон от 19.12.2023 № 602-ФЗ "О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ". Изначально речь шла про запрет на взимание комиссии при внесении физическими лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Позже законопроект был изменен таким образом, что теперь поправки не коснутся большинства плательщиков. Закреплено, что…
Абонентские и псевдоабонентские договоры и проблемы УО из-за их заключения
ООО «Управляющая компания «Райцентр» из Московской области заключила с предпринимателем договоры на заполнение сайта ГИС ЖКХ (16000 р. ежемесячно) и ведение сайта УК (50000 р. ежемесячно). Так как УО оплатила не всё, на что рассчитывал предприниматель, последний обратился с иском в суд, где попросил взыскать более 900 000 р. задолженности и процентов.  Суд взыскал всего…
Долги предыдущего собственника по взносам на капремонт. Случаи из практики
Подобрали четыре примера из судебной практики, когда задолженность по уплате взносов на капремонт стала проблемой как для продавца квартиры/нежилого помещения, так и для покупателя. Неудачная попытка списать долг за капремонт по сроку исковой давности В сентябре 2022 г. жительница Красноярского края (Л.) продала свою квартиру с условием погашения задолженности по оплате капремонта. Но в ФКР…

Проверка жилищной инспекции по анонимной жалобе

Органы жилищного надзора перед проверкой должны убедиться в том, что поступившая к ним жалоба не является анонимной. Иначе предписание, которое выдали управляющей организации по результатам проверки, могут признать незаконным.

Пример такого развития событий подкинула Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга. Арбитражный суд Северо-Западного округа на днях подтвердил незаконность ее распоряжения о проверке и выданного предписания (дело № А56 – 28662/2020).

Для наглядности – хронология событий:

18 мартаВ жилищную инспекцию приходит бумажное обращение от имени собственницы помещения с жалобой на плохое состояние труб, лифта, подвала, плохую уборку парадной и территории у дома
23 мартаИнспекция издает распоряжение о проверке,
направляет по электронке уведомление о проверке в управляющую организацию ООО «Балтийский Дом»
24 мартаИнспекция отдает организации оригинал уведомления о проверке,
проводит проверку,
находит нарушения и составляет акт,
выдает предписание об устранении нарушений
25 мартаВ инспекцию поступает обращение от имени той же собственницы о том, что она ни на что не жаловалась, обращения не писала и претензий к управляющей организации не имеет

Управляющая организация обратилась в суд, и все судебные инстанции её поддержали.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области указал, что из текста первоначального обращения невозможно достоверно установить лицо, его подавшее, отсутствуют полные сведения о фамилии, имени, отчестве, а также другие сведения, позволяющие установить личность заявителя (дата рождения, адрес регистрации, паспортные данные).
Собственница в суде подтвердила, что заявление в ГЖИ не подавала, на заявлении не расписывалась, претензий к управляющей компании не имеет.
Суд пришел к выводам об отсутствии правовых оснований у Инспекции для вынесения распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки в отношении организации и выдачи предписания.

Жилищная инспекция в свою защиту настаивала на том, что первоначальное обращение, на основании которого была проведена спорная проверка, соответствовало положениям Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». При этом информация о том, что собственница не направляла жалобу, поступила в Инспекцию уже после проведения проверки, составления акта и выдачи предписания.

Вышестоящие судебные инстанции оставили жалобы инспекции без удовлетворения.

  • Обращения, которые не позволяют установить лицо, обратившееся в надзорный орган, не могут служить основанием для внеплановой проверки. В случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может являться основанием для внеплановой проверки, должностное лицо при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица (ч. 3 ст. 10 Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля…»).
  • Предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после её начала выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении (ч. 3.4 ст. 10 Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля…»).

Суды указали, что заявление, подписанное неустановленным лицом, свидетельствует об анонимном характере поступившего в Инспекцию обращения и не могло служить основанием для проведения проверки и выдачи по ее результатам предписания.

Антонина Юдина: