Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Распространяется ли закон о митингах на общее собрание собственников?

Читатель обратился с вопросом, могут ли привлечь инициатора общего собрания и его участников за организацию митинга или другого незаконного публичного мероприятия. Жители провели собрание, а управляющая организация, которой всё это не понравилось, в отместку написала в полицию заявление. Она попросила привлечь активных жителей к административной ответственности.

Я считаю, что общее собрание собственников не относится к тем публичным мероприятиям, которые регулируются Федеральным законом от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В сети встречается и противоположное мнение, в том числе от людей, называющих себя экспертами по вопросам ЖКХ, поэтому объясняю, почему я думаю иначе.
Закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» касается порядка проведения определённых видов публичных мероприятий. Что такое публичное мероприятие, какие бывают его виды в этом законе чётко прописано (ст. 2):

▪ публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
▪ собрание — совместное присутствие граждан в специально отведённом или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Публичные мероприятия бывают в виде собраний, но именно у общих собраний собственников отсутствует главный признак публичных мероприятий, которые подпадают под этот закон и всякие связанные с ним обязанности и ограничения (ограничения по месту, времени, обязанность уведомлять органы, согласовывать и т. д.).
Этот признак — цель публичного мероприятия.
У общего собрания собственников нет цели выражения мнения, выдвижения требований по вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Такой цели не может быть по самому определению общего собрания собственников: «общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путём обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование» (ч. 1 ст. 44 ЖК РФ).
То есть у собрания собственников и собрания, которое публичное мероприятие по смыслу закона о митингах, разные цели, и поэтому это — разные собрания.
Конечно, жители на собрании могут пожаловаться на власть между делом, но это не является целью собрания. Инициатор созывает собрание, чтобы решать конкретные вопросы по управлению домом, а не обсудить политику. Поэтому писать на него жалобы о незаконной организации собрания, подразумевая закон о митингах, — глупо.

Сторонники противоположной позиции — «слово „собрание“ есть в законе о митингах, а значит ОСС туда подходит» — могут примерить её к собраниям акционеров (учредителей), собраниям кредиторов, а также родительским собраниям. Ведь на последних обсуждаются «общественно значимые вопросы» — образование.

Практика

До этого случая с неадекватной УК мне даже не приходило в голову, что кто-то может примерять закон о митингах к обычным собраниям собственников. Я поискала судебную практику, но не нашла практически ничего.
Есть четыре однотипных решения Суда Ямало-Ненецкого автономного округа, например, от 13.07.2016 г. № 12 – 136/2016, но там привлечение к ответственности признано незаконным, а из текста решений не понятно, было ли это собрание собственников или какое-то другое собрание.
На том собрании «обсуждались вопросы ЖКХ», а в вину ставилось то, что организатор не мог в силу ст. 45 ЖК инициировать собрание (не является собственником либо УК) и не уведомил органы местного самоуправления о мероприятии. Сначала привлекли по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ к штрафу 10 000 рублей, но вышестоящий суд всё это поотменял, сославшись на то, что доказательствами не подтверждается совершение именного того состава правонарушения, за которое человеку было назначено наказание.

Антонина Юдина: