ТСЖ не ведет исковую и претензионную работу. Можно ли взыскать с него плату за управление жилым фондом
Жительница г. Тюмени (К.) обратилась в суд, так как посчитала: ТСЖ нарушает ее права как потребителя, поскольку на протяжении последних трех лет не занимается претензионной и исковой работой. В связи с этим К. обратилась к товариществу с претензией о возврате средств за «управление жилым фондом» — 35 142 рубля. Не получив ответ, подала иск в…
Самовольное остекление балкона — демонтировать или оставить (подборка судебной практики)
Суды нередко обязывают жильцов МКД демонтировать балконное остекление. Причин для этого несколько: изменение архитектурного облика здания, увеличение нагрузки на несущие конструкции, отсутствие разрешительной документации и согласия других собственников МКД на использование общедомового имущества, потенциальный риск для жизни и здоровья других лиц. Однако иногда отстоять непроектное балконное остекление всё же удается. Подобрали на эту тему несколько…
Можно ли сэкономить на капремонте при спецсчёте, если во время ремонта сменить владельца этого счёта
В Приморском крае собственники весной 2022 года решили провести капремонт за счет денег, собранных на спецсчёте, владельцем которого была УО - ООО «Олимп». Однако через полгода те же собственники приняли другое решение - о досрочной смене управляющей организации на ООО УК «Сити-Сервис», которая и стала новым владельцем спецсчёта. Таким образом, старая УО осталась должна подрядчикам…

Про перерасчёт платы за КР СОИ («ОДН») по показаниям общедомового прибора учёта

Напомню, что в оплате ЖКУ выделяются расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании и использовании общедомового имущества. Более привычное для людей название таких расходов — это «плата за ОДН».

Как она начисляется, написано в ч. 9.2 и ч. 9.3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ:

  • Если в доме не установлен общедомовой прибор учёта (ОДПУ), то плата зависит от норматива потребления, который утверждается региональными органами власти.
  • Если общедомовой счётчик имеется, то размер платы устанавливается также: как произведение норматива на тариф.

Однако Жилищный кодекс РФ предполагает в последнем случае проведение последующего перерасчёта размера расходов, исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством РФ.
Проблема в том что никто не знает, о каком порядке идёт речь и чем именно он регламентирован.

Я сейчас не касаюсь исключений из общего правила о начислении по нормативу (оснащение дома автоматизированной информационно-измерительной системой учёта, принятие на общем собрании решения об определении размера потребления КР на СОИ, исходя из среднемесячного объёма потребления или исходя из объёма по показаниям общедомового счётчика).

В этой статье рассматривается именно перерасчёт по ОДПУ, когда в доме действует правило «по умолчанию», и плата начисляется по нормативу.

Наиболее весомым аргументом в пользу такого перерасчёта будет дело № А46 – 557/2019.

Государственная жилищная инспекция Омской области после проверки управляющей организации выдала той предписание произвести перерасчёт платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества.
Управляющая компания начисляла по нормативу и никаких перерасчётов не делала, так как порядка такого перерасчёта Постановлением Правительства РФ не установлено.
Руководствуясь этим же соображением, управляющая компания пошла в арбитражный суд. Она даже выиграла первую инстанцию:

«В настоящее время Правительством РФ порядок перерасчёта не утвержден, в связи с чем отсутствует возможность осуществления перерасчёта».

Однако дальше всё пошло не по плану УК. По жалобе инспекции апелляция отменила первоначальное решение и признала предписание ГЖИ законным. Затем суд округа и Верховный Суд РФ в определении от 10 января 2020 г. № 304-ЭС19 – 25414 согласились с этим.

Мысль судов строилась в таком направлении:

  • установлено, что управляющая компания не производила перерасчёт исходя из показаний общедомового прибора учёта.
  • вместе с тем отсутствие порядка перерасчёта не должно приводить к нарушению прав граждан и неосновательному обогащению управляющей организации, поскольку в силу положений статей 541, 544 Гражданского кодекса РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учёта о её фактическом потреблении, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии.
  • определённый на основании показаний общедомового прибора фактический объём ресурса ниже объёма, рассчитанного управляющей компанией исходя из норматива потребления.
  • действующее законодательство допускает применение показаний общедомовых приборов учёта в случае, если объём фактического потребления таких ресурсов ниже установленного норматива.
  • поскольку определённый на основании показаний общедомового счётчика фактический объём ресурса ниже объёма, рассчитанного исходя из норматива, то собственникам излишне предъявлена к оплате стоимость электроэнергии на общедомовые нужды, которая согласно показаниям общедомового прибора учёта не была потреблена.
  • требование ГЖИ законно.

Данное решение уже используется другими собственниками и органами надзора для обоснования своих претензий к управляющим организациям. Свежий пример от читателя — дело А49 – 13531/2019.
Он также обратился в инспекцию с обращением из-за отсутствия перерасчёта, та выдала предписание, которое устояло в суде:

  • решением Арбитражного суда Пензенской области поддержана позиция инспекции, хотя доказывать правоту в суде пришлось самому жителю, а акт проверки инспекцией был составлен так себе (не содержал ни конкретных размеров начисленной платы, ни показаний общедомовых приборов учёта, ни размера платы, который должен быть начислен исходя из показаний счётчика).
Антонина Юдина: