Про перерасчёт платы за КР СОИ («ОДН») по показаниям общедомового прибора учёта
Напомню, что в оплате ЖКУ выделяются расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании и использовании общедомового имущества. Более привычное для людей название таких расходов — это «плата за ОДН».
Как она начисляется, написано в ч. 9.2 и ч. 9.3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ:
- Если в доме не установлен общедомовой прибор учёта (ОДПУ), то плата зависит от норматива потребления, который утверждается региональными органами власти.
- Если общедомовой счётчик имеется, то размер платы устанавливается также: как произведение норматива на тариф.
Однако Жилищный кодекс РФ предполагает в последнем случае проведение последующего перерасчёта размера расходов, исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством РФ.
Проблема в том что никто не знает, о каком порядке идёт речь и чем именно он регламентирован.
Я сейчас не касаюсь исключений из общего правила о начислении по нормативу (оснащение дома автоматизированной информационно-измерительной системой учёта, принятие на общем собрании решения об определении размера потребления КР на СОИ, исходя из среднемесячного объёма потребления или исходя из объёма по показаниям общедомового счётчика).
В этой статье рассматривается именно перерасчёт по ОДПУ, когда в доме действует правило «по умолчанию», и плата начисляется по нормативу.
Наиболее весомым аргументом в пользу такого перерасчёта будет дело № А46 – 557/2019.
Государственная жилищная инспекция Омской области после проверки управляющей организации выдала той предписание произвести перерасчёт платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества.
Управляющая компания начисляла по нормативу и никаких перерасчётов не делала, так как порядка такого перерасчёта Постановлением Правительства РФ не установлено.
Руководствуясь этим же соображением, управляющая компания пошла в арбитражный суд. Она даже выиграла первую инстанцию:
«В настоящее время Правительством РФ порядок перерасчёта не утвержден, в связи с чем отсутствует возможность осуществления перерасчёта».
Однако дальше всё пошло не по плану УК. По жалобе инспекции апелляция отменила первоначальное решение и признала предписание ГЖИ законным. Затем суд округа и Верховный Суд РФ в определении от 10 января 2020 г. № 304-ЭС19 – 25414 согласились с этим.
Мысль судов строилась в таком направлении:
- установлено, что управляющая компания не производила перерасчёт исходя из показаний общедомового прибора учёта.
- вместе с тем отсутствие порядка перерасчёта не должно приводить к нарушению прав граждан и неосновательному обогащению управляющей организации, поскольку в силу положений статей 541, 544 Гражданского кодекса РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учёта о её фактическом потреблении, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии.
- определённый на основании показаний общедомового прибора фактический объём ресурса ниже объёма, рассчитанного управляющей компанией исходя из норматива потребления.
- действующее законодательство допускает применение показаний общедомовых приборов учёта в случае, если объём фактического потребления таких ресурсов ниже установленного норматива.
- поскольку определённый на основании показаний общедомового счётчика фактический объём ресурса ниже объёма, рассчитанного исходя из норматива, то собственникам излишне предъявлена к оплате стоимость электроэнергии на общедомовые нужды, которая согласно показаниям общедомового прибора учёта не была потреблена.
- требование ГЖИ законно.
Данное решение уже используется другими собственниками и органами надзора для обоснования своих претензий к управляющим организациям. Свежий пример от читателя — дело А49 – 13531/2019.
Он также обратился в инспекцию с обращением из-за отсутствия перерасчёта, та выдала предписание, которое устояло в суде:
- решением Арбитражного суда Пензенской области поддержана позиция инспекции, хотя доказывать правоту в суде пришлось самому жителю, а акт проверки инспекцией был составлен так себе (не содержал ни конкретных размеров начисленной платы, ни показаний общедомовых приборов учёта, ни размера платы, который должен быть начислен исходя из показаний счётчика).