Почему жилищная инспекция приостановила внесение изменений в реестр лицензий
Есть Приказ Минстроя России от 25.12.2015 г. № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ», а также ст. 198 и 200 Жилищного кодекса РФ. Эти нормы регулируют большую часть процесса перехода дома от одной УО в другую.
Реестр лицензий – сведённые в одно место сведения об управляющих организациях и домах, которыми они управляют. Изменения в реестр лицензий вносятся на основании заявлений от УО.
В теории.
- Жители:
▪ проводят собрание, на котором расторгают договор со старой УО и выбирают новую;
▪ в старую УО направляют протокол и уведомляют о принятом решении распрощаться с ней.
2.Старая управляющая организация:
▪ с радостью пишет заявление в ГЖИ о расторжении с нею договора управления;
▪ направляет туда же оригинал протокола;
▪ просит внести изменения в реестр – чтобы убрали запись о том, что дом управляется именно ею.
ГЖИ «убирает» эту запись.
3.Новая управляющая организация:
▪ тоже пишет заявление о том, что жители выбрали её управлять домом;
▪ прикладывает, среди прочего, копию договора управления;
▪ просит написать в реестре, что теперь она будет управлять домом;
ГЖИ вносит эту запись. Все довольны и счастливы. До внесения этой записи дом управляется старой компанией.
В реальной жизни чаще всего пункт 2 вываливается.
Старая УО не подаёт никаких заявлений, затягивает передачу технической документации, оспаривает решение общего собрания руками других собственников.
И когда в ГЖИ поступает заявление и протокол / копия протокола от новой УО, инспекция открывает реестр и видит, что дом числится за другой УО. При этом в протоколе написано, что договор со старой УО жители расторгли, а по реестру получается, что как будто нет. Надо провести проверку и разобраться, запросить дополнительные сведения и документы.
ГЖИ это делает не потому, что ей больше делать нечего и хочется потянуть срок, а потому что так написано в Приказе № 938/пр. Когда инспекция получает заявление, она обязана сверить полученные документы с тем, что уже есть в реестре. На языке ГЖИ это как раз «проверить отсутствие противоречий между сведениями от новой УО и сведениями, содержащимися в реестре» – подп. «в» п. 5 Порядка.
При рассмотрении заявления у инспекции есть три варианта действий:
✔ внести изменения;
✔ отказать во внесении изменений;
✔ приостановить рассмотрение полученного заявления для проведения проверки.
То есть отказ и приостановление – это разные вещи. Приостановление – это не отказ. Это временная и вынужденная мера из-за бездействия старой управляющей компании.
Временная – потому что приостановить можно на срок не более 30 рабочих дней. Дальше будет либо внесение изменений, либо отказ в этом.
Вынужденная – потому что принимается не по хотелкам инспекции, а по строго перечисленным в приказе основаниям. Они записаны в п. 10 Порядка, на который и ссылаются инспекции в своих якобы отписках. Там же они указывают подпункт, чаще всего это буква «а» и/или «в».
▪ Буква «а» означает, что когда ГЖИ сверяла полученные документы с реестром, там обнаружилось противоречие, о котором шла речь выше.
▪ Буква «в» пишется, когда в ГЖИ не поступило заявление от старой УО о расторжении с нею договора управления.
Эти буквы тесно связаны, поэтому в разбираемых псевдоотписках ГЖИ встречаются часто беспорядочно при одинаковых исходных данных – то «а», то «в», то сразу обе. Это не влияет на необходимость проверки.
▪ Ещё есть буква «б» – это когда старая УК приносит другой протокол нового или параллельного собрания о выборе самой себя. Мол, жители передумали и вовсе не хотят с ней расставаться. Тут, понятное дело, без проверки тоже не разобраться. Инспекция сама не в восторге от дополнительных бумажек. Однако если она внесёт изменения без проверки при наличии перечисленных выше причин для приостановления, то старая УО просто успешно оспорит это решение ГЖИ в суде. И процесс перехода жителей под крыло новой компании затянется на ещё больший срок, а 30 рабочих дней покажутся мгновением.