Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Верховный Суд РФ оценил законность пунктов Правил предоставления коммунальных услуг про отопление

Опубликовано Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 11.11.2020 № АКПИ20 – 595, где суд отказался признать недействующими пункты 3, 3(1), 3(3), 3(6) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг № 354. Эти пункты устанавливают формулы расчёта платы за отопление.

Начисление платы за отопление по объёму или площади помещений

Оспариваемые нормы не понравились ООО «Городская управляющая компания».
Управляющая организация считала, что они противоречат Жилищному и Гражданскому кодексам РФ, нарушают её права и интересы собственников, «поскольку в отсутствие индивидуальных приборов учета лишают их права на справедливое распределение оплаты за потребленный коммунальный ресурс между собственниками и пользователями помещений, расположенных в одном доме».

Дело в том, что на первых этажах многоквартирных домов находились магазины с высотой потолков, превышающей высоту потолков квартир, в связи с чем, по мнению компании, жители оплачивают отопление магазинов.

Чуть ранее в арбитражном суде по другому делу (№ А71 – 4832/2019) компания пыталась безуспешно доказать, что расчёты распределения оплаты за отопление должны производиться не пропорционально площади, а пропорционально объему отапливаемых помещений.
И в этот раз организация указала, что если помещения с одинаковой площадью значительно отличаются между собой по высоте потолков, распределение обязанностей по оплате между помещениями соразмерно площади недопустимо, и расходы на отопление должны быть определены исходя из объема здания, а не его площади. Поэтому компания считала правомерным в таком случае применение пунктов 115, 116 Правил коммерческого учета тепловой энергии № 1034.

Позиция Верховного Суда РФ

Верховный Суд на двух станицах пересказал нормы, которые оспаривает управляющая компания, а дальше пояснил:

  • Правительство РФ осуществило правовое регулирование по установлению порядка определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению с использованием такой величины, как площадь помещения. Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, устанавливающего иной порядок расчетов, не имеется.
  • Фактически компания предлагает другой способ расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, который не основан на нормах жилищного законодательства.
  • Ссылки организации на противоречие норм статье 210 Гражданского кодекса РФ являются несостоятельными, поскольку эта норма устанавливает правило о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества и не определяет размер платы за коммунальную услугу по отоплению.
  • Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта пунктам 115 и 116 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя не могут быть признаны состоятельными. Суд должен выяснять соответствие норм правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и оспариваемые Правила предоставления коммунальных услуг являются нормативными правовыми актами с равной юридической силой. Кроме того, все они регулируют разное.

По этим мотивам управляющей компании, переживающей за собственников, отказали в удовлетворении её административного заявления.

Антонина Юдина: