Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Как отстоять право на приватизацию жилого помещения: разъяснение суда

Решением Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 10 января 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Обращение в суд

Гражданин обратился в суд с иском к администрации городского округа Нефтекамск о признании за ним права пользования жилым помещением – комнатой; о возложении обязанности на администрацию городского округа Нефтекамск заключить с ним договор социального найма указанного жилого помещения, мотивируя тем, что он, проживает и зарегистрирован в указанном жилом помещении с 1989 г., добросовестно использует комнату в квартире по ее целевому назначению, вовремя уплачивает ЖКУ. Еще при жизни матери, был получен ордер на данную комнату и был заключен договор социального найма, но в силу длительного времени, документов не осталось и восстановить их не удается. Ответчик отказал в оформлении договора по причине отсутствия ордера на вселение в жилое помещение. В силу сложившихся обстоятельств, в настоящее время отсутствие заключенного договора социального найма у истца существенным образом затрагивает его права и законные интересы. Другой жилой площади у истца не имеется.

Суд отказал в удовлетворении исковых требований

Решением Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 10 января 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Истец обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан

Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе просил решение суда отменить, приводя те же доводы, что и в суде первой инстанции.

Выводы судебной коллегии

Судебная коллегия не согласилась с указанными основаниями отказа в удовлетворении иска, поскольку Согласно разъяснений Постановления Пленума

Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 «О судебном решении» решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Согласно ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Судом не принято во внимание и не дана оценка тому обстоятельству, что в соответствии со статьей 18 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541 – 1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. Общежития, которые принадлежали государственному предприятию либо государственному учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления или хозяйственное ведение правопреемнику приватизированного государственного предприятия, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим установленный для жилых помещений представленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома и специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Отсутствие договора социального найма, а также отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома и специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Судебная коллегия отменила решение суда первой инстанции, и вынесла новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Марина Кириллова: