Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Что и кто должен доказывать при взыскании задолженности по договорам водоснабжения и водоотведения

Арбитражный суд Волгоградской области опубликовал Методические рекомендации по определению предмета доказывания по спорам, связанным с водоснабжением и водоотведением. Рассказываем о разъяснениях суда по делам о взыскании задолженности по договорам водоснабжения и водоотведения.

В предмет доказывания по этой категории дел входят следующие обстоятельства:

  • Факт заключения договора водоснабжения и водоотведения.
  • Факт поставки воды абоненту (потребителю) через присоединенную сеть и получение ресурса последним, а также прием сточных вод.
  • Факт соблюдения нормативов состава сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод.
  • Факт оплаты поставленного ресурса.

Факт заключения договора водоснабжения и водоотведения

Бремя доказывания лежит на ресурсоснабжающей организации (РСО) путем предоставления текста договора, подписанного обеими сторонами, а также доказательств наличия у абонента отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, наличия технической возможности по транспортировке сточных вод и сбросу их в водный объект.

Бремя доказывания незаключенности договора лежит на ответчике (потребителе).

Согласно части 1 статьи 7 Закона № 416-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров холодного водоснабжения и водоотведения.

Договоры холодного водоснабжения заключаются в соответствии с типовым договором холодного водоснабжения, утвержденным Правительством РФ (пункт 8 статьи 13 Закона № 416-ФЗ).

Необходимым условием для заключения договора энергоснабжения согласно пункту 2 статьи 539 ГК РФ является наличие у абонента, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также наличие возможности обеспечения учета потребления воды и сточных вод.

К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами РФ и не противоречит существу договора водоотведения (пункт 2 статьи 14 Закона № 416-ФЗ).

В соответствии с частью 5 статьи 12 Закона № 416-ФЗ организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В случае отсутствия письменного договора ресурсоснабжающей организации необходимо доказать фактические правоотношения по поставке ресурса.

Отсутствие письменной формы договора не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.1998 № 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения»).

Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны оценивается как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги.

Установление фактически сложившихся между сторонами правоотношений по приему, транспортировке и сбросу сточных вод является основанием для удовлетворения требований о взыскании задолженности за фактически оказанные услуги водоотведения (определение Верховного Суда РФ № 306-ЭС20 – 4125 от 21.04.2020).

Факт поставки воды абоненту (потребителю) через присоединенную сеть и получение ресурса последним, а также прием сточных вод

Факт поставки воды абоненту и ее объем доказывается истцом (поставщиком) путем предоставления суду универсальных передаточных документов, иных документов, подтверждающих объем поставленного ресурса.

Бремя опровержения обоснованности требований истца (поставщика), доказывания несоответствия качества и объема поставленного ресурса возложено на абонента.

В силу положений части 1 статьи 20 Закона № 416-ФЗ количество воды, поданной (полученной) за определенный период абоненту по договорам водоснабжения, подлежит коммерческому учету.

По правилам статьи 2, части 4 статьи 20 указанного Закона коммерческий учет воды заключается в определении количества поданной (полученной) за определенный период воды с помощью средств измерений (приборов учета) или расчетным способом.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 776 коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Законом № 416-ФЗ.

Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению (водоотведению) признает определение фактического потребления воды (сброса сточных вод) по показаниям приборов учета приоритетным способом учета поставленных ресурсов.

Объем оказанных услуг водоснабжения и водоотведения подтверждается срочными донесениями, универсальными передаточными документами, а также расчетами стоимости потребленного ресурса.

Регулируя вопросы организации коммерческого учета воды и сточных вод Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» в части 10 статьи 20 предусматривает случаи осуществления коммерческого учета расчетным способом, а именно:
- при отсутствии прибора учета,
- в случае неисправности прибора учета,
- при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющихся собственностью абонента.

Правила № 776 в зависимости от обстоятельств, вызвавших отсутствие учета потребленной воды, предусматривают применение различных расчетных методов определения объема потребленной воды:

- метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в следующих случаях:

  • при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования). В случае если абонент в течение 1 года после вступления в силу Правил № 776 проинформировал организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоснабжения, расчетный способ определения количества поданной (полученной) воды применяется не более чем за 6 месяцев;
  • через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета или демонтажа прибора учета до проведения допуска прибора учета к эксплуатации либо поверки без демонтажа прибора учета;
  • при отсутствии у абонента приборов учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в случае, если в течение 60 дней со дня получения от организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, уведомления о необходимости установки приборов учета или после даты, определенной в договорах водоснабжения, едином договоре водоснабжения и водоотведения, приборы учета воды не установлены;
  • при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды;
  • при неисправности прибора учета в случаях, наличия признаков несанкционированного вмешательства в работу прибора учета (узла учета), определяемых представителем организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, а также повреждения приборов учета и (или) других элементов узла учета вследствие неисполнения абонентом или транзитной организацией требований к эксплуатации узла учета (прибора учета) или к помещению, где расположен узел учета, в том числе к температурному режиму.

- метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды, используемого на основании показаний прибора учета за 12 календарных месяцев, предшествующих расчетному периоду, применяется при условии отсутствия контрольных (параллельных) приборов учета в следующих случаях и порядке:

  • при неисправности прибора учета с начала расчетного месяца, в котором был установлен факт неисправности прибора учета, но не более чем в течение 60 календарных дней, если иной срок не согласован с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение;
  • при демонтаже исправного прибора учета – со дня, следующего за днем демонтажа прибора учета, а при демонтаже неисправного прибора учета – с начала расчетного месяца, в котором был демонтирован прибор учета, но не более чем в течение 60 календарных дней, если иной срок не согласован с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение.

метод гарантированного объема подачи воды используется в следующих случаях:

  • при отсутствии у абонента прибора учета воды, кроме случаев, предусмотренных пунктами 16 и 17 Правил №776;
  • если фактический период эксплуатации прибора учета с даты осуществления допуска к эксплуатации прибора учета до выхода его из строя составил менее 60 календарных дней.

метод суммирования объемов воды используется в случае отсутствия у транзитной организации приборов учета воды, а также при возникновении неисправности прибора учета и демонтаже прибора учета в целях его поверки, ремонта или замены.

Факт соблюдения нормативов состава сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод

Бремя доказывания несоблюдения абонентом нормативов состава сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод, а также его объема возложено на поставщика.

В качестве доказательств истцом (РСО) предоставляются результаты анализов отобранных проб сточных вод, являющиеся документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод.

Для признания результатов анализа достоверными поставщик должен доказать соблюдение процедуры отбора проб сточных вод.

Процедура отбора проб сточных вод будет считаться соблюденной, а результаты таких проб – действительными лишь в случае, когда абонент был надлежащим образом извещен о предстоящем отборе проб и, соответственно, мог реализовать право на защиту своих интересов.

Процедура уведомления законодательством не формализована, в связи с чем, судами признается надлежащим уведомление, направленное любым способом, в частности телефонограммами, факсимильными сообщениями, сообщениями электронной почты, позволяющим установить, от кого исходило сообщение и кому оно адресовано (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.04.2021 № Ф06 – 2512/2021 по делу №А49 – 2779/2020).

Отсутствие в актах и протоколах сведений об опломбировании отобранных проб сточных вод влечет недействительность результатов исследования таких проб. Указанный правовой подход содержится в определении Верховного Суда РФ от 11.02.2019 № 301-ЭС18 – 24665.

В случае несогласия абонента он должен доказать нарушение порядка отбора и исследования проб сточной воды.

В целях надлежащей оценки разногласий сторон по порядку отбора и исследования проб сточной воды судом может назначаться судебная экспертиза (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.08.2020 № Ф06 – 64796/2020 по делу № А12 – 26725/2019, Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021 по делу № А12 – 44633/2019, Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2021 по делу № А12 – 32927/2020).

Факт оплаты поставленного ресурса

Бремя доказывания факта оплаты полученного ресурса возложено на потребителя, который вправе представить контррасчет с приложением соответствующего документального подтверждения.

В качестве доказательств представляются платежные поручения, приходные кассовые ордера о передаче наличных денежных средств в кассу ресурсоснабжающей организации, чеки.

Новости ЖКХ: