Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Последние новости о ЖКХ в России сегодня

ЖКХ Ньюс

Что и кто должен доказывать при взыскании задолженности по договорам водоснабжения и водоотведения

Прокуратура Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики разъяснила все вопросы, связанные с предметом доказывания по делам о взыскании задолженности по договорам водоснабжения и водоотведения.

В предмет доказывания по этой категории дел входят следующие обстоятельства:

  • Факт заключения договора водоснабжения и водоотведения.
  • Факт поставки воды абоненту (потребителю) через присоединенную сеть и получение ресурса последним, а также прием сточных вод.
  • Факт соблюдения нормативов состава сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод.
  • Факт оплаты поставленного ресурса.

Факт заключения договора водоснабжения и водоотведения

Бремя доказывания лежит на ресурсоснабжающей организации (РСО) путем предоставления текста договора, подписанного обеими сторонами, а также доказательств наличия у абонента отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, наличия технической возможности по транспортировке сточных вод и сбросу их в водный объект.

Бремя доказывания незаключенности договора лежит на ответчике (потребителе).

Согласно части 1 статьи 7 Закона № 416-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров холодного водоснабжения и водоотведения.

Договоры холодного водоснабжения заключаются в соответствии с типовым договором холодного водоснабжения, утвержденным Правительством РФ (пункт 8 статьи 13 Закона № 416-ФЗ).

Необходимым условием для заключения договора энергоснабжения согласно пункту 2 статьи 539 ГК РФ является наличие у абонента, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также наличие возможности обеспечения учета потребления воды и сточных вод.

К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами РФ и не противоречит существу договора водоотведения (пункт 2 статьи 14 Закона № 416-ФЗ).

В соответствии с частью 5 статьи 12 Закона № 416-ФЗ организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В случае отсутствия письменного договора ресурсоснабжающей организации необходимо доказать фактические правоотношения по поставке ресурса.

Отсутствие письменной формы договора не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.1998 № 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения»).

Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны оценивается как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги.

Процедура технологического присоединения основана на принципе однократности. Смена владельца водопроводных сетей или ресурсоснабжающей организации не влечет для абонента необходимость осуществления повторного технологического присоединения (п. 7 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ №3 (2022), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022).

Установление фактически сложившихся между сторонами правоотношений по приему, транспортировке и сбросу сточных вод является основанием для удовлетворения требований о взыскании задолженности за фактически оказанные услуги водоотведения (определения Верховного Суда РФ № 306-ЭС20 – 4125 от 21.04.2020, № 308-ЭС21 – 29515 от 03.03.2022).

Факт поставки воды абоненту (потребителю) через присоединенную сеть и получение ресурса последним, а также прием сточных вод

Факт поставки воды абоненту и ее объем доказывается истцом (поставщиком) путем предоставления суду универсальных передаточных документов, иных документов, подтверждающих объем поставленного ресурса.

Бремя опровержения обоснованности требований истца (поставщика), доказывания несоответствия качества и объема поставленного ресурса возложено на абонента.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Передача помещений в аренду или безвозмездное пользование не исключает обязанности собственника по оплате потребленных энергоресурсов в случае ее неисполнения арендаторами и пользователями.

В отсутствие доказательств заключения арендаторами/пользователями помещений договоров ресурсоснабжения, лицом, несущим перед ресурсоснабжающей организацией обязанность по оплате поставленных коммунальных услуг, является собственник нежилого помещения, независимо от заключения им договора ресурсоснабжения в письменном виде.

При этом, собственник не обладает правом возлагать на арендатора (пользователя) обязанность заключать гражданско-правовой договор с третьим лицом, по которому арендатор (пользователь) должен оплачивать потребляемые энергоресурсы, а заключенный договор аренды (безвозмездного пользования) не порождает обязательств арендатора (пользователя) перед соответствующей ресурсоснабжающей организацией (определение Верховного Суда РФ от 20.02.2017 № 303-ЭС16 – 14807).

В силу положений части 1 статьи 20 Закона № 416-ФЗ количество воды, поданной (полученной) за определенный период абоненту по договорам водоснабжения, подлежит коммерческому учету.

По правилам статьи 2, части 4 статьи 20 указанного Закона коммерческий учет воды заключается в определении количества поданной (полученной) за определенный период воды с помощью средств измерений (приборов учета) или расчетным способом.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 776 коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Законом № 416-ФЗ.

Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению (водоотведению) признает определение фактического потребления воды (сброса сточных вод) по показаниям приборов учета приоритетным способом учета поставленных ресурсов (определение Верховного Суда РФ от 20.09.2022 N 307-ЭС22 – 12189).

Допуск узла учета к эксплуатации осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, при участии представителя абонента или транзитной организации (пункт 36 Правил № 776).

Согласно части 5 статьи 20 Закона № 416-ФЗ приборы учета воды размещаются абонентом на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента или в ином месте в соответствии с договором. Аналогичные нормы содержатся в пункте 35 Правил № 644 и пункте 4 Правил № 776.

В силу положений пунктов 34, 39 Правил №776 прибор учета подлежит допуску в эксплуатацию в течение 15 рабочих дней с момента получения от абонента заявки на допуск узла учета к эксплуатации, после проведения проверки соответствия смонтированного прибора учета обязательным требованиям закона (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.01.2024 № Ф03- 6013/2023 по делу № А51 – 26048/2019).

Объем оказанных услуг водоснабжения и водоотведения подтверждается срочными донесениями, универсальными передаточными документами, а также расчетами стоимости потребленного ресурса.

Регулируя вопросы организации коммерческого учета воды и сточных вод Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» в части 10 статьи 20 предусматривает случаи осуществления коммерческого учета расчетным способом, а именно:
- при отсутствии прибора учета,
- в случае неисправности прибора учета,
- при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющихся собственностью абонента.

Правила № 776 в зависимости от обстоятельств, вызвавших отсутствие учета потребленной воды, предусматривают применение различных расчетных методов определения объема потребленной воды:

- метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в следующих случаях:

  • при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования). В случае если абонент в течение 1 года после вступления в силу Правил № 776 проинформировал организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоснабжения, расчетный способ определения количества поданной (полученной) воды применяется не более чем за 6 месяцев;
  • через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета или демонтажа прибора учета до проведения допуска прибора учета к эксплуатации либо поверки без демонтажа прибора учета;
  • при отсутствии у абонента приборов учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в случае, если в течение 60 дней со дня получения от организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, уведомления о необходимости установки приборов учета или после даты, определенной в договорах водоснабжения, едином договоре водоснабжения и водоотведения, приборы учета воды не установлены;
  • при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды;
  • при неисправности прибора учета в случаях, наличия признаков несанкционированного вмешательства в работу прибора учета (узла учета), определяемых представителем организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, а также повреждения приборов учета и (или) других элементов узла учета вследствие неисполнения абонентом или транзитной организацией требований к эксплуатации узла учета (прибора учета) или к помещению, где расположен узел учета, в том числе к температурному режиму.

- метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды, используемого на основании показаний прибора учета за 12 календарных месяцев, предшествующих расчетному периоду, применяется при условии отсутствия контрольных (параллельных) приборов учета в следующих случаях и порядке:

  • при неисправности прибора учета с начала расчетного месяца, в котором был установлен факт неисправности прибора учета, но не более чем в течение 60 календарных дней, если иной срок не согласован с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение;
  • при демонтаже исправного прибора учета – со дня, следующего за днем демонтажа прибора учета, а при демонтаже неисправного прибора учета – с начала расчетного месяца, в котором был демонтирован прибор учета, но не более чем в течение 60 календарных дней, если иной срок не согласован с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение.

метод гарантированного объема подачи воды используется в следующих случаях:

  • при отсутствии у абонента прибора учета воды, кроме случаев, предусмотренных пунктами 16 и 17 Правил №776;
  • если фактический период эксплуатации прибора учета с даты осуществления допуска к эксплуатации прибора учета до выхода его из строя составил менее 60 календарных дней.

метод суммирования объемов воды используется в случае отсутствия у транзитной организации приборов учета воды, а также при возникновении неисправности прибора учета и демонтаже прибора учета в целях его поверки, ремонта или замены.

При отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд (пункт 1 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015).

Факт соблюдения нормативов состава сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод

В силу ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7‑ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ.

Пунктом 10 статьи 7 Закона № 416-ФЗ установлено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами № 644 .

Требования к сточным водам регулируются пунктом 113 Правил № 644, согласно которому сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям: а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению №4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению № 4(1); б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению № 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 Правил.

Подпунктом «г» пункта 36 Правил № 644 предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Начисление платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения (превышение максимально допустимых концентраций) производится на основании раздела VII Правил № 644.

Согласно пункту 119 Правил № 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (ЦСВ) производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: – по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 Правил № 644, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем 8 пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 – 130(3) Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; – по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил № 644, при наличии условий, указанных в данном пункте.

Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета (абз. 4 п. 119 Правил № 644).

Пунктом 123(4) Правил № 644 законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для категории абонентов, указанных в пункте 123(4) Правил №644, который не требует процедуры отбора проб сточных вод и установления факта превышения ответчиком в заявленный период максимально допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентрации загрязняющих веществ (определение Верховного Суда РФ от 19.12.2022 № 306-ЭС22 – 23599).

Пунктом 123(4) Правил № 644 установлены особенности расчета и взимания платы с объектов абонентов, соответствующих любому указанному в них условию, в том числе в случае, если среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод абонента менее указанного в абзаце 1 пункта 124 Правил № 644 (менее 30 куб. м в сутки).

В соответствии с правовой позицией, приведенной в решении Верховного Суда РФ от 16.12.2020 № АКПИ20 – 722, положения Правил № 644 предоставляют абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу ЦСВ в соответствии с пунктом 123(4) Правил № 644 либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу ЦСВ с учетом фактического состава и свойств сточных вод абонента.

В случае если возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация и при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 123(4) Правил № 644, плата за негативное воздействие на работу ЦСВ начисляется по формуле, указанной в пункте 123(4) Правил № 644.

Указание в договоре места и порядка отбора проб не исключает возможность применения пункта 123(4) Правил №644, поскольку объем сточных вод менее 30 куб.м в сутки не дает непрерывного потока, в связи с чем отсутствует фактическая возможность проведения отбора проб сточных вод в соответствии с требованиями Правил №728 (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.09.2023 № Ф07 – 9937/2023 по делу № А56 – 118727/2022).

При отсутствии контрольных колодцев и декларации абонента и при наличии условий, указанных в пункте 123(4) Правил № 644, плата вносится без отбора проб (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.01.2024 № Ф06 – 12383/2023 по делу № А12 – 4669/2023).

Упрощенный порядок начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод предусмотрен и пунктом 203 Правил № 644.

Из пункта 203 Правил № 644 следует, что факт осуществления абонентами, сбрасывающими стоки менее объема, указанного в пункте 124 Правил № 644, соответствующего вида деятельности, в результате которой образуются стоки, состав которых предполагает наличие загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, является достаточным основанием для начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод. Законодательство, помимо абонентов, указанных в третьем абзаце пункта 167 Правил № 644, не содержит исключений в зависимости от того, является ли соответствующая деятельность коммерческой, либо необходима для достижения целей, для которых создавалось юридическое лицо (определение Верховного Суда РФ от 17.04.2023 №301-ЭС23 – 3748 по делу №А29 – 6362/2022, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.06.2023 № Ф06 – 3534/2023 по делу № А12 – 23393/2022).

Презумпция превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения опровергается потребителем.

В соответствии с п. 2 Правил № 728 при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах (фактические показатели состава сточных вод) и (или) фактические показатели свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (канализации), на соответствие фактическим показателям состава и свойств сточных вод, указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации), и (или) нормативам состава сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, установленным Правилами № 644 в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.

В соответствии с пунктом 5 Правил № 728 организацией, осуществляющей водоотведение, осуществляются плановый и внеплановый контроль состава и свойств сточных вод.

Исходя из пункта 6 Правил № 728, периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод в отношении объектов абонентов определяется организацией, осуществляющей водоотведение, и не может быть чаще одного раза в календарный месяц и реже одного раза в календарный год.

Основания внепланового контроля предусмотрены в пунктах 7 и 8 Правил № 728.

Отбор проб сточных вод производится представителями аккредитованной лаборатории или представителями организации, осуществляющей водоотведение, соответствующими требованиям, предъявляемым к лицам для их допуска к отбору проб сточных вод (абзац второй пункта 9 Правил № 728).

Вне зависимости от участия в отборе проб аккредитованной лаборатории организация, осуществляющая водоотведение, должна обеспечить соблюдение при данной процедуре обязательных требований действующего законодательства, направленных на обеспечение достоверности результатов соответствующего исследования (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.05.2023 № Ф06 – 1975/2023 по делу № А57 – 968/2022).

Процедура отбора проб сточных вод будет считаться соблюденной, а результаты таких проб – действительными лишь в случае, когда абонент был надлежащим образом извещен о предстоящем отборе проб и, соответственно, мог реализовать право на защиту своих интересов.

Бремя доказывания не соблюдения абонентом нормативов состава сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод, а также его объема возложено на поставщика.

В качестве доказательств истцом (РСО) предоставляются результаты анализов отобранных проб сточных вод, являющиеся документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод.

Для признания результатов анализа достоверными поставщик должен доказать соблюдение процедуры отбора проб сточных вод.

В соответствии с абзацем 1 пункта 13 Правил № 728 организация, осуществляющая водоотведение, обязана уведомить абонента о проведении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод любым способом, позволяющим подтвердить факт и время получения абонентом уведомления.

Данное положение не содержит требования о том, что уведомление должно направляться именно лицу, в должностные обязанности которого входит контроль за отбором проб сточных вод, а также конкретные способы уведомления абонента, к которым предъявляется единственное требование – использованный способ доставки должен позволять подтвердить факт и время получения абонентом уведомления. (решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 25.10.2022 № АКПИ22 – 733).

Процедура уведомления законодательством не формализована, в связи с чем, судами признается надлежащим уведомление, направленное любым способом, в частности телефонограммами, факсимильными сообщениями, сообщениями электронной почты, позволяющим установить, от кого исходило сообщение и кому оно адресовано (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.04.2021 № Ф06 – 2512/2021 по делу № А49 – 2779/2020).

Процедура отбора проб осуществляется, по общему правилу, в присутствии представителя абонента (пункт 12 Правил № 728).

Пунктом 22 Правил № 728 предусмотрено, что по результатам отбора проб сточных вод на месте их отбора организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод, который подписывается представителями организации, осуществляющей водоотведение, и абонента.

В соответствии с пунктом 25 Правил № 728, при несогласии с содержанием акта отбора проб сточных вод, представитель абонента обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений или особого мнения.

Данная норма предусматривает императивную обязанность лиц, не согласных с процедурой отбора проб, представить свои замечания к акту отбора проб, и направлена на исключение возможных будущих разногласий и спорных ситуаций, в том числе, когда не согласовано место отбора проб.

Акт отбора проб сточных вод может быть дополнен иными положениями, не указанными в форме акта отбора проб сточных вод, приведенной в приложении № 1 к Правилам № 728.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 14 Закона № 416-ФЗ «место отбора проб сточных вод» является существенным условием договора водоотведения.

Акт признается недопустимым доказательством по делу, если отбор проб произведен в несогласованном в договоре канализационном колодце (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.06.2023 № Ф02 – 2828/2023 по делу № А19 – 14587/2022).

Пунктом 16 Правил № 728 допускается отбор проб сточных вод в любых иных доступных канализационных колодцах на канализационных сетях, по которым осуществляется транспортировка сточных вод абонента в случаях не предоставления доступа к контрольному колодцу (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.11.2023 № Ф06 – 9949/2023 по делу № А65 – 5990/2023).

С целью защиты своих интересов, согласно пункту 33 Правил № 728, абонент имеет право заявить о необходимости осуществить параллельный отбор проб сточных вод, при этом абонент обязан обеспечить наличие емкостей для параллельной пробы, соответствующих требованиям нормативных документов, регулирующих методы определения конкретных показателей, и осуществить анализ параллельной пробы в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.

В соответствии с пунктом 32 Правил № 728 параллельным отбором проб сточных вод является отбор проб сточных вод, при котором осуществляется разделение отобранной пробы на контрольную, параллельную и резервную в соответствии с требованиями пунктов 33 – 46 Правил.

Согласно пункту 38 Правил № 728 результаты анализов контрольной, параллельной и резервной проб сточных вод оформляются аккредитованной лабораторией в виде протоколов исследований проб сточных вод с указанием результатов отдельно по каждой отобранной пробе сточных вод, при этом в протоколах в обязательном порядке должны быть указаны номера пломб каждой из проб (тары), время начала и окончания исследования (анализа) пробы, дата и номер места отбора пробы.

Отсутствие в актах и протоколах сведений об опломбировании отобранных проб сточных вод влечет недействительность результатов исследования таких проб. Указанный правовой подход содержится в определении Верховного Суда РФ от 11.02.2019 № 301-ЭС18 – 24665.

В случае не согласия абонента он должен доказать нарушение порядка отбора, хранения и исследования проб сточных вод (определение Верховного Суда РФ от 19.12.2022 № 308-ЭС22 – 23702).

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определениях от 01.04.2016 № 304-ЭС16 – 1525, от 30.09.2016 № 306-ЭС16 – 12205, доводы о пороках актов отбора и протоколов анализа проб, о формальном оспаривании процедуры отбора проб и иные возражения, направленные на освобождение от компенсации негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, без надлежащего опровержения результатов анализа, не могут признаваться обоснованными.

Процедура отбора и последующий анализ проб регулируется Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод №728, а не ГОСТами, которые носят рекомендательный характер (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.06.2024 № Ф06 – 3990/2024 по делу № А12 – 25868/2022).

При рассмотрении ходатайств сторон о назначении по делу судебной экспертизы по вопросам соблюдения порядка отбора и исследования проб сточных вод, следует учитывать недопустимость постановки перед экспертами вопросов правового характера, в том числе касающихся правовых последствий оценки доказательств.

Факт оплаты поставленного ресурса

Обращаясь за взысканием задолженности, истец должен представить документы, подтверждающие факт наличия задолженности и ее размер в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Бремя доказывания факта оплаты полученного ресурса возложено на потребителя, который вправе представить контррасчет с приложением соответствующего документального подтверждения.

В качестве доказательств представляются платежные поручения, приходные кассовые ордера о передаче наличных денежных средств в кассу ресурсоснабжающей организации, чеки и иные доказательства.

В силу части 6 статьи 14 Закона № 416-ФЗ оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение.

В соответствии со статьей 5 Закона № 416-ФЗ установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере водоснабжения и водоотведения.

Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, на транспортировку воды, на подвоз воды (в случае обращения органов местного самоуправления, принявших решение о необходимости установления такого тарифа), на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, на транспортировку сточных вод входят в систему регулируемых тарифов (пункт 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения №406).

Согласно пункту 33 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения №406 решение об установлении тарифов не имеет обратной силы (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 03.06.2024 № Ф06- 3409/2024 по делу № А65 – 6579/2023).

Старший помощник прокурора Калининского района
г.Чебоксары Чувашской Республики
Лукина Татьяна Владимировна

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом