Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…
Можно ли обязать соседей улучшить звукоизоляцию в квартире
Межэтажное перекрытие — одно из самых «слабых» мест в квартирах. Именно из-за его плохой звукоизоляции может возникнуть ощущение, что соседи сверху как будто живут с вами — так хорошо слышны их шаги и разговоры. Довольно часто такая слышимость становится предметом судебных разбирательств — жильцы требуют обязать соседей сверху улучшить звукоизоляцию межэтажного перекрытия. Но суд не…
С кого запрещено брать комиссию при оплате ЖКУ
Опубликован Федеральный закон от 19.12.2023 № 602-ФЗ "О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ". Изначально речь шла про запрет на взимание комиссии при внесении физическими лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Позже законопроект был изменен таким образом, что теперь поправки не коснутся большинства плательщиков. Закреплено, что…

6 определений Конституционного Суда РФ за сентябрь 2021 года

Ежемесячно обобщаем практику Конституционного Суда РФ по вопросам ЖКХ. Сегодня рассказываем о решениях, принятых в сентябре 2021 года. К сожалению всех заявителей, суд отказывал в принятии к рассмотрению их жалоб – вне зависимости от того, чем были недовольны граждане.

Прямые договоры – определение Конституционного Суда РФ от 28.09.2021 № 1904‑О

ООО «Городская управляющая компания» оспаривала конституционность пункта 3 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ про прямые договоры и абзаца 6 пункта 13 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями № 124 про отказ ресурсоснабжающей организации от заключения договора.

Чуть раньше компании отказали в иске к ресурсоснабжающей организации, в частности, о включении ряда многоквартирных домов в договор горячего водоснабжения. При этом суды указали, что после расторжения ресурсоснабжающей организацией в одностороннем порядке договора горячего водоснабжения с УК в связи с задолженностью предоставление коммунальных услуг происходит по прямым договорам, и что при таких обстоятельствах нет оснований для понуждения ресурсоснабжающей организации к заключению нового договора.
По мнению УК, это ограничивает её в свободе осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, позволяет игнорировать волю собственников на продолжение предоставления им коммунальных услуг этой управляющей организацией – на том основании, что ранее от исполнения заключенного с ней договора о предоставлении коммунального ресурса ресурсоснабжающая организация отказалась в одностороннем порядке.

Позиция Конституционного Суда РФ:

  • Абзац шестой пункта 13 оспариваемых Правил в качестве основания для отказа ресурсоснабжающей организации от заключения с УО договора ресурсоснабжения предусматривает наличие соответствующих договоров между ресурсоснабжающей организацией и собственниками в случае, в частности если договор между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией ранее в части снабжения коммунальными ресурсами был прекращен.
  • Тем самым данная норма служит гарантией соблюдения прав ресурсоснабжающей организации в случае неисполнения управляющей организацией обязательств по договору ресурсоснабжения, а потому не нарушает конституционных прав УК.

Продажа помещения с публичных торгов – определение Конституционного Суда РФ от 28.09.2021 № 1880‑О

Собственник оспаривал конституционность пункта 1 части 5 статьи 29 Жилищного кодекса РФ о праве уполномоченного органа обратиться в суд с иском о продаже с публичных торгов самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения, собственник которого не привел его в прежнее состояние в разумный срок.

Чуть ранее суд удовлетворил исковые требования муниципалитета о продаже с публичных торгов жилого помещения, принадлежащего на праве долевой собственности заявителю и другому собственнику.
По мнению заявителя, норма не соответствует статье 35 Конституции РФ, поскольку позволяет судам принимать решения о принудительной продаже помещения не в порядке крайней меры воздействия (не после исчерпания все остальных способов воздействия на собственников).

Позиция Конституционного Суда РФ:

  • принудительная продажа переустроенного и (или) перепланированного помещения является крайней мерой воздействия на собственника такого помещения,
  • она может быть реализована лишь по истечении разумного срока для устранения допущенных нарушений,
  • срок должен учитывать характер и степень нарушений, принимаемых мер к их устранению и позицию самого собственника, его реальных намерений,
  • норма не нарушает права заявителя, притом что предписание о приведении жилого помещения в первоначальное состояние ему было вручено в 2015 году, и нет сведений о реальном намерении устранить допущенные нарушения, непосредственно затрагивающие права всех остальных собственников дома.

Защита прав дольщиков – определение Конституционного Суда РФ от 28.09.2021 № 1809‑О

Дольщики оспаривали нормы законов «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков», «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости».

Ранее они не смогли через суд обязать «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» принять решение о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению жилого комплекса в Москве.
По мнению заявителей, нормы позволяют лишать пострадавших дольщиков права на получение федеральных мер государственной поддержки.

Позиция Конституционного Суда РФ:

  • Оспариваемые нормы предусматривают в числе прочего выплату возмещения дольщикам, имеющим требования о передаче помещений, машино-мест, включенные в реестр требований участников строительства, регламентируют принятие Фондом защиты дольщиков решения о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению проблемных объектов, а также допускают финансирование мероприятий по урегулированию обязательств застройщика за счет средств субъекта РФ.
  • Такое регулирование преследует цель обеспечения и защиты различными способами прав граждан – участников долевого строительства, не предполагает произвольного применения соответствующих норм, в том числе без соблюдения установленных сроков, и не нарушают права заявителей.
  • В деле заявителей суды пришли к выводу, что завершить строительство жилого комплекса планируется за счет средств регионального бюджета.

Самовольное переоборудование квартиры – определение Конституционного Суда РФ от 28.09.2021 № 1792‑О

Собственник хотел признать неконституционной статью 29 Жилищного кодекса РФ.

Чуть ранее он проиграл спор с соседями: суд обязал его привести самовольно переустроенную квартиру в первоначальное состояние, при этом отказал в удовлетворении предъявленного к соседям иска о признании незаконной перепланировки их квартиры.

По мнению заявителя, нормы:
- в одном деле не допускают оставление жилого помещения в перепланированном (переоборудованном) виде, невзирая на имеющиеся необходимые согласования компетентных органов (за исключением акта органа местного самоуправления, завершающего процедуру согласования проведенного переоборудования жилого помещения – установки индивидуального котла отопления в квартире многоквартирного дома), на отсутствие нарушений строительных, противопожарных, санитарных, жилищных норм и правил, на соответствие выполненных работ проекту,
- в другом деле позволяют сохранить жилое помещение в перепланированном (переоборудованном) виде, несмотря на выполнение работ с нарушением проекта перепланировки (произведен снос несущих стен, внесены изменения в систему отопления многоквартирного дома с переносом радиаторов и иными грубыми нарушениями строительных, противопожарных, санитарных, жилищных норм и правил), при отсутствии требования ответчика об оставлении жилого помещения в перепланированном виде (т.е. с выходом за пределы заявленных требований),
- тем самым они порождают дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории – имеющих возможность узаконить проведенную перепланировку (переоборудование).

Позиция Конституционного Суда РФ:

  • Заявитель связывает нарушение своих конституционных прав не с содержанием оспариваемых норм, а с выводами судов по конкретным делам с его участием, с которыми он не согласен.
  • Разрешение вопросов, как непосредственно связанных с установлением и исследованием фактических обстоятельств конкретных дел, а равно разрешение иных сформулированных в обращении заявителя вопросов не входят в компетенцию Конституционного Суда РФ.

Перевод квартиры на индивидуальное отопление – определение Конституционного Суда РФ от 28.09.2021 № 1744‑О

Собственнице отказали в сохранении автономного отопления в принадлежащей ей квартире, поэтому она решила оспорить конституционность части 15 статьи 14 Федерального закона «О теплоснабжении», согласно которой:
«запрещается переход на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения МКД, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения».

По мнению заявительницы, эта норма препятствует признанию законным осуществленного до вступления данной нормы в силу переустройства квартиры, несмотря на соответствие произведенных работ всем нормативным требованиям, наличие разрешений (согласований) органа местного самоуправления и компетентных служб, а также невзирая на то, что выполненное переустройство не затрагивает общедомовое имущество.

Позиция Конституционного Суда РФ:

  • норма части 15 статьи 14 Федерального закона «О теплоснабжении» направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.

Плата за отопление – определение от 30.09.2021 № 2119‑О/2021

Об этом деле мы писали отдельно. Напомним основные выводы суда:

  • внесенные изменения в Правила предоставления коммунальных услуг позволяют учитывать показания индивидуальных счетчиков при определении размера платы за отопление в МКД, в котором имеется ОДПУ тепловой энергии, большинство отдельных помещений оснащено ИПУ тепловой энергии и отсутствует централизованное теплоснабжение.
    Другими словами, поставленный заявителями вопрос уже получил разрешение в жилищном законодательстве.
  • дело заявителей о перерасчете размера платы невозможно пересмотреть, так как это повлечет перерасчет платы и в отношении других собственников, ни на что не жалующихся.

Другая практика по ЖКХ Конституционного Суда РФ:

Антонина Юдина: