Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Конституционный Суд РФ про расчет платы за отопление при отсутствии централизованных систем теплоснабжения

Конституционный Суд РФ в очередной раз высказался в отношении Правил предоставления коммунальных услуг № 354 в части платы за отопление (Определение от 30.09.2021 № 2119‑О/2021). Хоть суд и признал жалобу граждан не подлежащей дальнейшему рассмотрению, само определение довольно подробное, чем Конституционный Суд РФ нечасто балует своих заявителей.

Четыре гражданина обратились в Конституционный Суд РФ из-за положений Правил предоставления коммунальных услуг № 354:
абзаца третьего пункта 40, согласно которому потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 этих Правил;
абзаца четвертого пункта 54 (в редакции, действовавшей до 10 августа 2021 года), устанавливающего, что при определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения № 2 к этим Правилам.

Заявители живут в многоквартирном доме, отапливаемом при помощи двух крышных котельных; дом оборудован общедомовыми приборами учета тепловой энергии; в отдельных помещениях в нем, в том числе в помещениях заявителей, установлены индивидуальные приборы тепловой энергии, показания которых не принимались к расчету управляющей компанией при определении размера платы за отопление.
Из-за этого заявители сначала обратились в обычный суд с требованием о перерасчете платы за отопление с учетом показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии. Им было отказано со ссылкой на оспариваемые нормы: суды исходили из отсутствия в МКД централизованной системы теплоснабжения и пришли к выводу о невозможности расчета платы за отопление с учетом показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии в таких домах, поскольку нет соответствующих формул.

Суд отметил:

  • действующее нормативное регулирование связывает особенности (методику) определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению прежде всего с наличием либо отсутствием в МКД централизованной системы теплоснабжения;
  • при отсутствии централизованной системы теплоснабжения в соответствии с абзацем первым пункта 54 Правил тепловая энергия для отопления производится с использованием оборудования, входящего в состав общедомового имущества;
  • при производстве в МКД тепловой энергии посредством размещенных в доме котельных для оказания отопления жилищное законодательство предписывает руководствоваться нормами Правил предоставления коммунальных услуг, а именно пунктом 54 этих Правил;
  • регистрация прав третьих лиц на размещенное в МКД и обслуживающее более одного помещения в нем инженерное оборудование (на помещения, в которых такое оборудование находится), как не предопределяющая способ поступления в многоквартирный дом тепловой энергии, равно как и не исключающая возможности защиты прав собственников на принадлежащее им в силу закона общее имущество в судебном порядке, не оказывает влияния на методику определения платы за коммунальную услугу по отоплению.

Далее он указал, что Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2021 года № 1295 в Правила предоставления коммунальных услуг № 354 уже внесены изменения. Они действуют с 10 августа 2021 года:
«что касается многоквартирных домов, отапливаемых тепловой энергией, произведенной с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, то такой порядок ныне предусмотрен абзацем девятым пункта 54 указанных Правил».

Конституционный Суд РФ пояснил:
«Внося, в частности, в абзацы четвертый и девятый пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг изменения, обеспечивающие при определении размера платы за отопление в МКД без централизованного теплоснабжения возможность учета наряду с показаниями ОДПУ показаний индивидуальных счетчиков, которыми оснащены не все помещения дома, Правительство РФ руководствовалось выраженными Конституционным Судом РФ в постановлениях от 10 июля 2018 года № 30‑П и от 31 мая 2021 года № 24‑П правовыми позициями и решением Верховного Суда РФ от 19 мая 2021 года № АКПИ21 – 247.
При этом учитывалась потребность создания равных условий для реализации прав и законных интересов потребителей коммунальной услуги по отоплению как в МКД, подключенных к теплосетям, так и в многоквартирных домах без централизованного теплоснабжения».

Внесенные изменения не мешают учету показаний индивидуальных счетчиков при определении размера платы за отопление в МКД, в котором имеется ОДПУ тепловой энергии, большинство отдельных помещений оснащено ИПУ тепловой энергии и отсутствует централизованное теплоснабжение.
Другими словами, поставленный заявителями вопрос уже получил разрешение в жилищном законодательстве.

В отношении первоначального дела о перерасчете размера платы Конституционный Суд РФ решил, что его невозможно пересмотреть, так как это повлечет перерасчет платы и в отношении других собственников, ни на что не жалующихся.

Другая практика по ЖКХ Конституционного Суда РФ:

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом