ЖКХФЛТСЖ и ЖСКУК

Конституционный Суд РФ защитил добросовестных потребителей тепла в домах с ИТП

Конституционный Суд РФ признал неконституционными отдельные нормы Правил предоставления коммунальных услуг №354, касающиеся начисления платы за отопления в домах с ИТП без учета показаний индивидуальных счетчиков (Постановление от 31 мая 2021 года №24‑П).

Суд по жалобе собственника проверял конституционность частей 1 и 11 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, абзаца третьего пункта 40, абзацев первого и четвертого пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг № 354.

Что написано в этих нормах

Согласно частям 1, 11 статьи 157 Жилищного кодекса РФ:
• размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг;
• правила предоставления коммунальных услуг собственникам устанавливаются Правительством РФ; эти правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию в многоквартирных домах, которые оснащены общедомовыми приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными счетчиками тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных приборов учета.

Оспариваемые нормы Правил предоставления коммунальных услуг № 354 предусматривают:
• потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил;
• согласно п. 54 в случае самостоятельного производства исполнителем такой услуги (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общедомового имущества, расчет размера платы осуществляется исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве такой услуги, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс;
• согласно этому же пункту при определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в доме пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю, в соответствии с предусмотренной формулой.

Что не понравилось собственнику

У собственника была квартира в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме, через индивидуальный тепловой пункт (ИТП). Дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, большинство отдельных помещений в нем – индивидуальными счетчиками тепловой энергии.

Мировой судья отказал собственнику в удовлетворении исковых требований к управляющей компании о перерасчете размера платы за отопление исходя из показаний индивидуального счетчика тепловой энергии, о взыскании компенсации морального вреда и штрафа.
Суды апелляционной и кассационной инстанций оставили решение мирового судьи в силе. Установив наличие в многоквартирном доме ИТП, они пришли к выводу о самостоятельном производстве в доме коммунальной услуги по отоплению и сочли правомерным взимание с заявительницы платы за эту услугу в размере, рассчитанном исходя из общей площади жилого помещения, а не на основе показаний индивидуального счетчика.

По мнению собственника, оспариваемые положения противоречат Конституции РФ, поскольку позволяют взимать с жильцов плату за отопление, не принимая во внимание показания индивидуальных счетчиков, если дом присоединен к системе центрального теплоснабжения через ИТП, а помещения в нем были оборудованы индивидуальными счетчиками тепла, но их сохранность в отдельных помещениях не обеспечена. Всё это увеличивает размер платы для добросовестных и законопослушных жильцов, стимулирует к массовому отказу от использования индивидуальных счетчиков тепла.

Что указал Конституционный Суд РФ

Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель коммунальной услуги по отоплению оплачивает эту услугу в соответствии с пунктами 421, 422, 43 и 54 Правил (абзац второй); потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил (абзац третий).
Таким образом, действующее нормативное регулирование связывает особенности определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению прежде всего с наличием либо отсутствием в многоквартирном доме централизованной системы теплоснабжения.

Однако понятие централизованной системы теплоснабжения многоквартирного дома нормативно не установлено, что создает правовую неопределенность в части выбора правил для расчета платы за отопление, применимых к многоквартирным домам, присоединенным к централизованным сетям через ИТП.
Размещенные в ГИС ЖКХ электронные паспорта таких домов характеризуют внутридомовую систему отопления как центральную. Это вызывает у жильцов, обеспечивающих сохранность индивидуальных счетчиков тепловой энергии, обоснованные ожидания того, что применению подлежит абзац четвертый пункта 421 Правил, позволяющий учитывать при расчете платы за отопление показания таких приборов.
Однако эта норма распространяется на дома, подключенные к централизованным сетям по зависимой схеме.
Расчет же размера платы за отопление в домах, присоединенных к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме, через ИТП, производится на основании абзаца третьего пункта 40, абзацев первого и четвертого пункта 54 Правил – о самостоятельном производстве исполнителем этой услуги.
«Тем самым нарушается конституционный принцип равенства, требующий создания равных условий для реализации прав и законных интересов лиц, относящихся к одной категории (собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям по независимой схеме, с одной стороны, и, с другой – жильцы таких же домов, но подключенных по зависимой схеме), и не допускающий различий, не имеющих объективного и разумного оправдания».

Выводы Конституционного Суда РФ

✔ Абзац третий пункта 40, абзацы первый и четвертый пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг не соответствуют Конституции РФ в той мере, в какой содержащиеся в них положения в системе действующего правового регулирования при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению не предусматривают возможности учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме – через индивидуальный тепловой пункт – многоквартирном доме, который оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором большая часть помещений оборудована индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

✔ Правительству РФ стоит внести изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме – через индивидуальный тепловой пункт – многоквартирных домах, которые оснащены общедомовым прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний последних.

✔ До внесения изменений, в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме – через индивидуальный тепловой пункт – многоквартирном доме, который оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии и в котором не все помещения оборудованы индивидуальными счетчиками тепла, размер платы за отопление для случаев, когда поступающая в дом тепловая энергия не используется для производства горячей воды, стоит рассчитывать в соответствии с абзацем четвертым пункта 421 Правил предоставления коммунальных услуг.

Похожие новости
ЖКХФЛУКПишут читатели

О праве собственников расторгнуть договор управления МКД в одностороннем порядке

ЖКХФЛУК

Можно ли взыскать компенсацию морального вреда за некачественное обслуживание ОДПУ?

ЖКХРСОФЛТСЖ и ЖСКУК

Почему СМИ пишут, что деятельность ООО «МосОблЕИРЦ» признана незаконной?

ЖКХРСО

Планируются изменения в закон о теплоснабжении