Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

Указание строки «добровольное страхование» в платежке признали незаконным

Управляющая компания и собственник помещения выиграли суд у расчетного центра из Московской области, который выставлял к оплате строку за добровольное страхование жилья и начислял задолженность при отсутствии ее оплаты.

Дополнительная строка в квитанции

Спор по строке «добровольное страхование жилья» закончился в пользу собственника и управляющей компании, которые выиграли дело у расчетного центра (дело № А41 – 94233/18).

Истцом по делу было юридическое лицо, которое владело одиннадцатью квартирами в многоквартирном доме в Московской области. Обслуживанием дома занималась управляющая компания, которая заключила договор с расчётным центром (ООО «МосОблЕИРЦ») об организации расчетов за жилищно-коммунальные услуги. Управляющая компания была вторым заявителем.МосОблЕИРЦ стал ответчиком по делу. 

Расчётный центр, выставляя платёжки, включал отдельной строкой и начислял плату за «добровольное страхование». При этом в дальнейшем, при неоплате этой строки собственником помещения, расчётный центр переносил плату за «добровольное страхование» на следующий месяц в качестве задолженности.

Так как страхование является добровольным, собственник его не оплачивал, и эти неоплаченные суммы в следующих расчётных периодах шли уже как задолженность собственника. Ему это не нравилось, так как подобные начисления нарушали закон, не соответствовали договору об организации расчетов за жилищно-коммунальные услуги, который не предусматривал размещение в платежном документе строки «добровольное страхование». 

Кроме того, собственник указал, что договор страхования жилья с ним не заключался. По его мнению, добровольное страхование должно осуществляться путем заключения соответствующего договора со страховой организацией, прошедшей конкурс, и последующего внесения страховых взносов при оплате коммунальных платежей. Для этого в квитанции имеется графа «Добровольное страхование», однако в рассматриваемом случае договор страхования не заключался, поэтому начисление платы за «добровольное страхование» незаконно.

Суд удовлетворил заявленные требования

Согласно условиям договора об организации расчетов, расчётный центр от своего имени и за счет управляющей организации обязуется совершать действия по организации ежемесячных начислений за жилищно-коммунальные услуги и включения их в платежный документ, форма которого утверждена Правительством Московской области.

Договор предусматривал, что при формировании квитанции в неё включаются строки для оплаты за содержание жилого помещения, платы за наем, уборку МОП, холодное и горячее водоснабжение, отведение сточных вод, отопление, газоснабжение, электроснабжение, телевидение, запирающее устройство, капремонт, долг прошлых периодов, ОДН, дополнительные услуги.

Суд отметил, что счет-квитанция является подтверждением факта предъявления к оплате определенного объема жилищно-коммунальных услуг и последующей их оплаты в целях исполнения обязательств сторон по договору управления. Однако расчётный центр в спорный период в нарушение условий договора отдельной строкой начисляет плату за «добровольное страхование», которая при отсутствии оплаты переносится в задолженность собственника. Включение услуги «добровольное страхование» в общий счет жилищно-коммунальных услуг не предусматривалось договором об организации расчетов за жилищно-коммунальные услуги, поэтому действительно ответчик нарушил условия заключенного договора.

В рассматриваемой ситуации страхование имущества является добровольным, и заключение договора страхования является правом собственника. Это предполагает наличие согласия страхователя. В многоквартирном доме не проводилось собраний и не принимались решений о выборе страховщика, которому перечислялись деньги жителей, и о включении в квитанции строки по добровольному страхованию. 

Материалами дела подтверждалось только направление в адрес собственников публичной оферты, однако факт получения договора страхования собственниками или нанимателями ответчик не доказал. То есть наниматели и собственники, получающие квитанции, не обладали информацией о том, на каких условиях предоставляется услуга по страхованию и заключается договор. Информация о страховщике, предмете, сроке и условиях страхования в квитанциях не указана. 

Суд также изучил договор между страховщиком и расчётным центром. Там было написано, что страхователем может выступать гражданин РФ, в то время как ряд квартир в доме принадлежат юридическим лицам, в том числе юридическим лицом является истец. 

Суд удовлетворил требования и обязал расчётный центр пересчитать размер платы за спорный период (10 месяцев) всем собственникам и нанимателям помещений дома, исключив строку «добровольное страхование», а также из пункта «задолженность» – сумму, начисленную за эту услугу. 

Обжалование решения

Расчётный центр пытался обжаловать такое решение, но, к счастью для собственников, безуспешно. Его доводом было то, что методическими рекомендациями Правительства Московской области предусматривалась возможность указания в квитанциях услуг, не относящиеся к жилищно-коммунальным, в том числе услуги по добровольному страхованию. 

Суд этот довод отклонил, так как полностью прочитал документ, на котором основывал свою жалобу ответчик. В нем было написано, что внесение потребителями платы за услуги по добровольному страхованию осуществляется в соответствии с договором, заключенным между потребителем и исполнителем или организацией, предоставляющей такую услугу. Однако расчет услуги фактически производился по договору, заключенному расчетным центром и страховой компанией, без участия жителей.

Верховный Суд РФ в определении от 16.01.2020 № 305-ЭС20 – 137 поддержал нижестоящие суды, собственника и управляющую компанию. Он согласился, что у расчётного центра не было оснований для начисления платы за добровольное страхование в отсутствие решения о заключении договора страхования собственниками и доказательств заключения такого договора.

Марина Кириллова: