Самовольное остекление балкона — демонтировать или оставить (подборка судебной практики)
Суды нередко обязывают жильцов МКД демонтировать балконное остекление. Причин для этого несколько: изменение архитектурного облика здания, увеличение нагрузки на несущие конструкции, отсутствие разрешительной документации и согласия других собственников МКД на использование общедомового имущества, потенциальный риск для жизни и здоровья других лиц. Однако иногда отстоять непроектное балконное остекление всё же удается. Подобрали на эту тему несколько…
Можно ли сэкономить на капремонте при спецсчёте, если во время ремонта сменить владельца этого счёта
В Приморском крае собственники весной 2022 года решили провести капремонт за счет денег, собранных на спецсчёте, владельцем которого была УО - ООО «Олимп». Однако через полгода те же собственники приняли другое решение - о досрочной смене управляющей организации на ООО УК «Сити-Сервис», которая и стала новым владельцем спецсчёта. Таким образом, старая УО осталась должна подрядчикам…
УК через суд добивалась получения ключей от электрощитка в подъезде МКД
В Краснодарском крае жильцы двух квартир (ответчики) самовольно закрыли этажный электрощиток, размещенный в межквартирном коридоре МКД. Навесили на его дверцы замки и тем самым ограничили доступ УК к электросчетчикам в том числе для визуального осмотра, проверок правильности подключения и работы. О наличии таких препятствий УК составила акты и попыталась решить проблему с инициативными жильцами. Безуспешно.…

Государственный жилищный надзор: новые правила

Правительство РФ утвердило требования к организации и осуществлению регионального государственного жилищного надзора (Постановление от 30.09.2021 № 1670).
Требования утверждены во исполнение ч. 3 ст. 20 Жилищного кодекса РФ. Постановление Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 493 «О государственном жилищном надзоре» утрачивает силу.

Кого проверяют органы жилищного надзора?

Объектами государственного жилищного надзора являются деятельность, действия (бездействие) граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе:

  • товариществ собственников жилья;
  • жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
  • ресурсоснабжающих организаций;
  • региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,
    - оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
    - организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
    - организаций, предметом деятельности которых является выполнение одного или нескольких видов работ при осуществлении деятельности по эксплуатации лифтов в многоквартирных домах, в том числе их обслуживание и ремонт.

Объектом государственного жилищного надзора не является деятельность лиц, управляющих домами на основании лицензии. Для него предусмотрен отдельный контроль – не жилищный, а лицензионный.
Также в отношении муниципального жилищного фонда осуществляется муниципальный контроль, а не государственный жилищный надзор. 

Что проверяют органы жилищного надзора?

Предметом государственного жилищного надзора является соблюдение контролируемыми лицами требований и правил в жилищной сфере:

Требований:Правил:
✔ к использованию и сохранности жилфонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общедомового имущества, порядку перевода помещений, перепланировки и переустройства;
✔ к формированию фондов капремонта;
✔ к созданию и деятельности юридических лиц, ИП, осуществляющих управление МКД, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общедомового имущества;
✔ к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирных домах и жилых домах;
✔ энергетической эффективности и оснащенности помещений МКД и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
✔ к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в ГИС ЖКХ;
✔ к обеспечению доступности для инвалидов помещений в МКД;
✔ к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
✔ изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания некачественных услуг или выполнения некачественных работ;
✔ содержания общего имущества и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
✔ предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг потребителям;

Проверки: какие контрольные мероприятия бывают, как часто проводятся

Правительство РФ прописало в Требованиях к осуществлению государственного жилищного надзора виды и порядок проведения контрольных мероприятий, которые совпадают с теми, что предусмотрены законом о госконтроле.

При осуществлении государственного жилищного надзора применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
Орган государственного жилищного надзора относит объекты надзора к одной из категорий:
высокий риск, средний риск, умеренный риск, низкий риск.
Распределение по рискам происходит по особым критериям, которые установлены приложением к Общим требованиям.

От категории риска зависит частота плановых надзорных мероприятий:

Высокий рискодно из следующих мероприятий:
инспекционный визит – один раз в 2 года;
документарная проверка – один раз в 2 года;
выездная проверка – один раз в 2 года;
Средний рискодно из мероприятий:
инспекционный визит – один раз в 3 года;
документарная проверка – один раз в 3 года;
выездная проверка – один раз в 3 года;
Умеренный рискодно из мероприятий:
документарная проверка – один раз в 3 года;
выездная проверка – один раз в 3 года.
Низкий рискплановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся

Результаты проверки, как и прежде, оформляются актом. При выявлении нарушений – после оформления акта выдается предписание.

Профилактика

К профилактическим мероприятиям отнесены:
✓ информирование;
✓ ежегодное обобщение правоприменительной практики;
✓ объявление предостережения (с возможностью проверяемого лица направить возражения);
✓ консультирование;
✓ профилактический визит (по месту деятельности контролируемого лица или с использованием видео-конференц-связи).

Подробнее порядок проведения таких профилактических мероприятий регламентируется региональным положением о государственном жилищном надзоре.

Досудебное обжалование при осуществлении государственного жилищного надзора

Обжаловать решения, действия, бездействия должностных лиц органа жилищного надзора может проверяемое лицо:

  • жалоба на решение территориального органа государственного жилищного надзора подается руководителю (заместителю руководителя) территориального органа либо органа государственного жилищного надзора;
    • жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа государственного жилищного надзора рассматривается вышестоящим органом государственного жилищного надзора;
      • жалоба на решение, действия (бездействие) должностного лица органа государственного жилищного надзора рассматривается руководителем органа государственного жилищного надзора.

Жалобу нужно подать в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Исключение: жалоба на предписание органа государственного жилищного надзора может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.

При пропуске срока по уважительной причине можно вместе с жалобой направить ходатайство о восстановлении срока.

Антонина Юдина:
Related Post