Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Государственный жилищный надзор: новые правила

Правительство РФ утвердило требования к организации и осуществлению регионального государственного жилищного надзора (Постановление от 30.09.2021 № 1670).
Требования утверждены во исполнение ч. 3 ст. 20 Жилищного кодекса РФ. Постановление Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 493 «О государственном жилищном надзоре» утрачивает силу.

Кого проверяют органы жилищного надзора?

Объектами государственного жилищного надзора являются деятельность, действия (бездействие) граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе:

  • товариществ собственников жилья;
  • жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
  • ресурсоснабжающих организаций;
  • региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,
    - оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
    - организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
    - организаций, предметом деятельности которых является выполнение одного или нескольких видов работ при осуществлении деятельности по эксплуатации лифтов в многоквартирных домах, в том числе их обслуживание и ремонт.

Объектом государственного жилищного надзора не является деятельность лиц, управляющих домами на основании лицензии. Для него предусмотрен отдельный контроль – не жилищный, а лицензионный.
Также в отношении муниципального жилищного фонда осуществляется муниципальный контроль, а не государственный жилищный надзор. 

Что проверяют органы жилищного надзора?

Предметом государственного жилищного надзора является соблюдение контролируемыми лицами требований и правил в жилищной сфере:

Требований:Правил:
✔ к использованию и сохранности жилфонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общедомового имущества, порядку перевода помещений, перепланировки и переустройства;
✔ к формированию фондов капремонта;
✔ к созданию и деятельности юридических лиц, ИП, осуществляющих управление МКД, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общедомового имущества;
✔ к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирных домах и жилых домах;
✔ энергетической эффективности и оснащенности помещений МКД и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
✔ к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в ГИС ЖКХ;
✔ к обеспечению доступности для инвалидов помещений в МКД;
✔ к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования. 
✔ изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания некачественных услуг или выполнения некачественных работ;
✔ содержания общего имущества и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
✔ предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг потребителям; 

Проверки: какие контрольные мероприятия бывают, как часто проводятся

Правительство РФ прописало в Требованиях к осуществлению государственного жилищного надзора виды и порядок проведения контрольных мероприятий, которые совпадают с теми, что предусмотрены законом о госконтроле.

проверки в жкх

При осуществлении государственного жилищного надзора применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
Орган государственного жилищного надзора относит объекты надзора к одной из категорий:
высокий риск, средний риск, умеренный риск, низкий риск.
Распределение по рискам происходит по особым критериям, которые установлены приложением к Общим требованиям.

От категории риска зависит частота плановых надзорных мероприятий:

Высокий рискодно из следующих мероприятий:
инспекционный визит – один раз в 2 года;
документарная проверка – один раз в 2 года;
выездная проверка – один раз в 2 года; 
Средний рискодно из мероприятий:
инспекционный визит – один раз в 3 года;
документарная проверка – один раз в 3 года;
выездная проверка – один раз в 3 года; 
Умеренный рискодно из мероприятий:
документарная проверка – один раз в 3 года;
выездная проверка – один раз в 3 года. 
Низкий рискплановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся

Результаты проверки, как и прежде, оформляются актом. При выявлении нарушений – после оформления акта выдается предписание.

Профилактика

К профилактическим мероприятиям отнесены:
✓ информирование;
✓ ежегодное обобщение правоприменительной практики;
✓ объявление предостережения (с возможностью проверяемого лица направить возражения);
✓ консультирование;
✓ профилактический визит (по месту деятельности контролируемого лица или с использованием видео-конференц-связи).

Подробнее порядок проведения таких профилактических мероприятий регламентируется региональным положением о государственном жилищном надзоре.

Досудебное обжалование при осуществлении государственного жилищного надзора

Обжаловать решения, действия, бездействия должностных лиц органа жилищного надзора может проверяемое лицо:

  • жалоба на решение территориального органа государственного жилищного надзора подается руководителю (заместителю руководителя) территориального органа либо органа государственного жилищного надзора;
    • жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа государственного жилищного надзора рассматривается вышестоящим органом государственного жилищного надзора;
      • жалоба на решение, действия (бездействие) должностного лица органа государственного жилищного надзора рассматривается руководителем органа государственного жилищного надзора.

Жалобу нужно подать в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Исключение: жалоба на предписание органа государственного жилищного надзора может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.

При пропуске срока по уважительной причине можно вместе с жалобой направить ходатайство о восстановлении срока.

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом