Правительство РФ утвердило требования к организации и осуществлению регионального государственного жилищного надзора (Постановление от 30.09.2021 № 1670).
Требования утверждены во исполнение ч. 3 ст. 20 Жилищного кодекса РФ. Постановление Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 493 «О государственном жилищном надзоре» утрачивает силу.
Кого проверяют органы жилищного надзора?
Объектами государственного жилищного надзора являются деятельность, действия (бездействие) граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе:
- товариществ собственников жилья;
- жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
- ресурсоснабжающих организаций;
- региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,
- оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
- организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
- организаций, предметом деятельности которых является выполнение одного или нескольких видов работ при осуществлении деятельности по эксплуатации лифтов в многоквартирных домах, в том числе их обслуживание и ремонт.
Объектом государственного жилищного надзора не является деятельность лиц, управляющих домами на основании лицензии. Для него предусмотрен отдельный контроль – не жилищный, а лицензионный.
Также в отношении муниципального жилищного фонда осуществляется муниципальный контроль, а не государственный жилищный надзор.
Что проверяют органы жилищного надзора?
Предметом государственного жилищного надзора является соблюдение контролируемыми лицами требований и правил в жилищной сфере:
Требований: | Правил: |
✔ к использованию и сохранности жилфонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общедомового имущества, порядку перевода помещений, перепланировки и переустройства; ✔ к формированию фондов капремонта; ✔ к созданию и деятельности юридических лиц, ИП, осуществляющих управление МКД, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общедомового имущества; ✔ к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирных домах и жилых домах; ✔ энергетической эффективности и оснащенности помещений МКД и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов; ✔ к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в ГИС ЖКХ; ✔ к обеспечению доступности для инвалидов помещений в МКД; ✔ к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования. | ✔ изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания некачественных услуг или выполнения некачественных работ; ✔ содержания общего имущества и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения; ✔ предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг потребителям; |
Проверки: какие контрольные мероприятия бывают, как часто проводятся
Правительство РФ прописало в Требованиях к осуществлению государственного жилищного надзора виды и порядок проведения контрольных мероприятий, которые совпадают с теми, что предусмотрены законом о госконтроле.
При осуществлении государственного жилищного надзора применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
Орган государственного жилищного надзора относит объекты надзора к одной из категорий:
высокий риск, средний риск, умеренный риск, низкий риск.
Распределение по рискам происходит по особым критериям, которые установлены приложением к Общим требованиям.
От категории риска зависит частота плановых надзорных мероприятий:
Высокий риск | одно из следующих мероприятий: инспекционный визит – один раз в 2 года; документарная проверка – один раз в 2 года; выездная проверка – один раз в 2 года; |
Средний риск | одно из мероприятий: инспекционный визит – один раз в 3 года; документарная проверка – один раз в 3 года; выездная проверка – один раз в 3 года; |
Умеренный риск | одно из мероприятий: документарная проверка – один раз в 3 года; выездная проверка – один раз в 3 года. |
Низкий риск | плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся |
Результаты проверки, как и прежде, оформляются актом. При выявлении нарушений – после оформления акта выдается предписание.
Профилактика
К профилактическим мероприятиям отнесены:
✓ информирование;
✓ ежегодное обобщение правоприменительной практики;
✓ объявление предостережения (с возможностью проверяемого лица направить возражения);
✓ консультирование;
✓ профилактический визит (по месту деятельности контролируемого лица или с использованием видео-конференц-связи).
Подробнее порядок проведения таких профилактических мероприятий регламентируется региональным положением о государственном жилищном надзоре.
Досудебное обжалование при осуществлении государственного жилищного надзора
Обжаловать решения, действия, бездействия должностных лиц органа жилищного надзора может проверяемое лицо:
- жалоба на решение территориального органа государственного жилищного надзора подается руководителю (заместителю руководителя) территориального органа либо органа государственного жилищного надзора;
- жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа государственного жилищного надзора рассматривается вышестоящим органом государственного жилищного надзора;
- жалоба на решение, действия (бездействие) должностного лица органа государственного жилищного надзора рассматривается руководителем органа государственного жилищного надзора.
- жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа государственного жилищного надзора рассматривается вышестоящим органом государственного жилищного надзора;
Жалобу нужно подать в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Исключение: жалоба на предписание органа государственного жилищного надзора может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
При пропуске срока по уважительной причине можно вместе с жалобой направить ходатайство о восстановлении срока.