Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

ЖКХ изнутри. Руководитель Союза управляющих организаций: взгляд на отрасль

Силуянова Наталья Юрьевна, исполнительный директор Союза профессиональных управляющих жилищным фондом «Стандарт» (СРО «Союз Стандарт») из Архангельска, а ранее – заместитель руководителя жилищной инспекции, рассказала о своей работе и о деятельности саморегулируемой организации, объединившей многие УО Архангельской области. Также Наталья Юрьевна поделилась своими предложениями по улучшению сферы ЖКХ в целом и деятельности управляющих организаций в частности. 

Как Вы оказались в сфере ЖКХ?

Я долго работала в сфере государственной власти: получив соответствующее образование, работала в администрации губернатора, управлении госслужбы, занималась кадровыми вопросами. В какой-то момент поняла, что надо делать что-то полезное. Хотелось видеть конкретные, значимые результаты своей работы.

В один из дней зашла на сайт нашего правительства посмотреть, какие вакансии есть в госорганах. Попалась жилищная инспекция, я тогда ничего не знала про её работу, но прошла по конкурсу и по его итогам попала в правовой отдел. Дальше я вовлеклась: мне стало интересно, я видела, что мы реально помогаем людям. Позже я стала заместителем руководителя жилищной инспекции, и шесть лет проработала на этой руководящей должности.

Почему Вы решили сменить работу в органе государственного жилищного надзора на текущую деятельность? 

Со временем я поняла, что наказаниями и штрафами не добиться серьёзных сдвигов в нашей сфере. 

Да, мы помогаем людям решать их задачи, но в целом система остаётся прежней. И мои усилия, несмотря на то что я вкладывала очень много сил, здоровья и времени, работала вечерами и брала работу на дом, оказались несопоставимы с результатами, которые я хотела бы видеть от своих действий. 

Поэтому я ушла преподавать, мне нужно было подумать, осмотреться. И вскоре мне поступило предложение создать СРО – Союз управляющих организаций, объединить ряд УО, которые уже хотели этого объединения и искали руководителя. Узнав, что я ушла с должности руководителя, и несмотря на то, что я изначально была “по другую сторону баррикад”, они обратились именно ко мне. Позже мне объяснили такой выбор: они всегда видели обоснованность моих решений и штрафов, замечали тщательную проверку оснований для назначения штрафа. Мой подход был оценён настолько высоко, что я перешла в сферу объединения управляющих компаний, которые стремятся к улучшению, хотят менять себя и саму сферу, устранять недобросовестные компании. Это должно происходить опосредованно, через то, что люди видят хорошие компании и уже не выбирают те, которые обманывают и т.д.

Чем занимается Союз профессиональных управляющих жилищным фондом «СТАНДАРТ»?

У нас несколько основных направлений. И я думаю, что они будут меняться в соотношении по объему.
В самом начале мы определили, что это будет, конечно, работа с жителями, работа с органами власти и ресурсоснабжающими компаниями. И уже в дальнейшем вышла на такую актуальную значимость работа с учебными заведениями, особенно средними профессиональными техникумами. 

Работа с жителями — это понять, почему они недовольны работой управляющей компании. У нас есть горячая линия, по которой они могут обратиться и обращаются. И очень важно, что мы решаем вопросы быстрее, чем ГЖИ, разбираем, где какое недопонимание возникло, объясняем жителям, если какие-то с их стороны есть ошибочные ожидания; жители мне доверяют, учитывая мое предыдущее место работы. Бывают моменты, когда управляющая компания неправа. То есть мы пытаемся найти точки соприкосновения, и чаще всего это получается.

Работа с органами власти, с ресурсоснабжающими компаниями, региональными операторами по капремонту и обращению с ТКО – очень актуальное направление в случаях, если есть какие-то проблемы на уровне региональной или местной власти, в том числе из-за несовершенства законодательства. Мы выходим напрямую на эти организации и на органы власти с предложениями, замечаниями, и у нас есть результаты этого прямого диалога. И это как раз огромнейший плюс Союза, потому что мы не один тоненький голосок управляющей компании, а сейчас у нас 31 компания, и нас слышат. 

Следующее направление — работа со студентами. Причина этому и кадровый голод, и заинтересованность в том, чтобы приходили образованные сотрудники именно из молодежи, чтобы заменяли со временем те профессиональные кадры, кто уходит в связи с возрастом. Мы стали принимать активное участие в качестве экспертов в чемпионатах, в демонстрационных экзаменах, в стажировках, в практике, на работу приглашаем.
Например, в декабре состоялся конкурс профессионального мастерства «Профи ЖКХ Поморья» на площадке техникума, на котором соревновались мастера управляющей компании и студенты. Конкурс был организован на реальном доме – осмотр, замеры воды, температуры воздуха. Сейчас мы планируем еще ряд совместных мероприятий.
В таком пути работы с молодежью мы видим большие перспективы. 

Как управляющие организации оказываются в Союзе? 

Изначально у нас было уже достаточно много компаний, потому что для получения статуса саморегулируемой организации определенное количество требовалось по закону.
Дальше мы приглашали компании, и несколько организаций вступило уже после создания Союза.

К членам есть определенные требования: мы отслеживаем наличие задолженности перед налоговыми органами, ресурсоснабжающими организациями, проверяем отсутствие грубых нарушений в работе.

Эти требования не очень высокие, но для добровольного саморегулирования их достаточно. В будущем, если будет введено обязательное членство в СРО, эти требования возрастут.
Сейчас же мы присматриваемся к компаниям и приглашаем только тех, кто соответствует нашим критериям.

Каковы Ваши функции в управлении этой СРО? Какие задачи приходится решать?

Мои личные функции в основном включают организацию всех процессов: от взаимодействия с властью и жителями, обучающих мероприятий до проведения конференций, конкурсов и других мероприятий. Это организаторская функция, которая мне нравится разнообразием.

Я представляю наш Союз в Совете ЖКХ (федеральная ассоциация, где собраны управляющие компании и ресурсоснабжающие организации).
Также я представляю нашу область в экспертном совете при Госдуме (совет по вопросам ЖКХ, где ведется работа с нормативными документами, проектами, составлением дорожных карт для решения проблем отрасли). Это можно назвать представительской работой, связанной со стратегическими вопросами развития отрасли.

Чаще всего мне приходится решать конкретные проблемы, характерные для нашего региона. Например, канализационные подпоры – значит, мы выходим на РВК, договариваемся, у нас теперь есть чат с руководством, и оперативно решаем самые сложные задачи. Были проблемы с фондом капремонта, но мы наладили взаимодействие.

В работе с жителями я настраиваю их на мирное разрешение конфликтов. Моя роль — быть “третейским судьей” или медиатором между советом дома и управляющей компанией, если есть непонимание в диалоге, взаимные претензии или если дом собирается уходить от управляющей компании.

Работаю с законодательством: разъяснение законов и подбор судебной практики, полезной для управляющих компаний и жителей. У меня есть чат, где я информирую председателей советов домов и создаю атмосферу готовности помогать со стороны СРО.
В чате консультирую людей, они друг друга сами тоже консультируют (то есть это такая группа взаимопомощи), а в каких-то сложных ситуациях обращаются ко мне и лично приходят.

Также я выступаю с докладами на форумах, в том числе и в Москве, состою в Общественном совете при нашем региональном министерстве ТЭК и ЖКХ, где мы участвуем в обсуждении важных вопросов региона. 

С какими сложными и интересными ситуациями Вам приходилось сталкиваться?

Из ярких примеров – совместный осмотр дома.
Жители дома были не согласны с тем, как мастер их управляющей компании проводит осмотр, что он видит не все недостатки в обслуживании дома. Я лично проводила осмотр (являюсь экспертом в чемпионатах профмастерства, то есть я понимаю, как это должно быть вообще со всех точек зрения). Вместе с мастером и советом дома мы спускались в подвал, поднимались на крышу девятиэтажки (хотя я боюсь высоты, это для меня сложно), осмотрели подъезды, и с помощью такого “мастер-класса” работник УО узнала, как это должно быть в идеале.

Другой пример сложной ситуации: сейчас столкнулись с непониманием администрации Архангельска по вопросу размещения контейнерных площадок, внесения их в реестр. Мы видим, как решить ситуацию, предлагаем эти решения, но со стороны администрации идет сопротивление. В городе огромная проблема с грызунами из-за того, что общепит относит свои отходы на площадки многоквартирных домов, контейнеры не закрываются герметично, плюс еще есть отверстие для слива воды, куда заползают крысы. Казалось бы, подобные проблемы должны были решиться несколько веков назад, а мы до сих пор с ними. Подключаем депутатов (городских, областных), уже провели несколько совещаний и надеюсь, что этот сложный вопрос удастся решить.

Дополню, что наша администрация в упор не видит практику Верховного Суда, не согласна с ней (что если земля муниципальная, то площадку должен устанавливать муниципалитет). Областная прокуратура уже согласилась с нами, а мэрия все равно упирается, говорит, что пойдет до Верховного Суда РФ (сейчас проигрывает в Арбитражном суде Северо-Западного округа).

Кроме чатов с председателями советов, горячей линии, личных приемов СРО как-то еще взаимодействует с жителями? 

Да, в соцсетях у нас есть группа — она не слишком популярная, но тем не менее.
Всегда принимаю участие, когда меня просят, в общественных проектах по разъяснению вопросов ЖКХ. Я и раньше, на должности замруководителя ГЖИ принимала участие в таких мероприятиях, и сейчас с удовольствием на большие аудитории тоже готова проводить и провожу (бесплатно).

С какими вопросами обращаются собственники?

Собственники обращаются по всем вопросам, связанным с работой управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций. То есть это все те же вопросы, что и были в ГЖИ, только в меньшем объеме, потому что это не вся область и потому что люди до сих пор выбирают жаловаться в ГЖИ. Но со временем хочется поменять эту практику, ведь в этом и состоит одна из задач объединения управляющих компаний.

Как проблемы Вы считаете наиболее актуальными для сферы ЖКХ?

Если говорить о проблемах в сфере ЖКХ, то на уровне нашего региона – это старые сети, предоставление коммунальных услуг. Жители всё равно спрашивают в основном с управляющих компаний, хотя этот вопрос не всегда зависит от них. Для Архангельской области острой проблемой стали аварии на теплосетях, постоянные отключения и канализационные подпоры. 

Другая проблема области – образование мусора на островных территориях, где люди живут круглогодично. При нынешних потеплениях лед тонкий, поэтому с одной стороны, невозможно запустить корабли, а с другой стороны, не получается организовать переправу по дороге через лёд. 

В целом по всей России проблемой является негативное отношение к сфере ЖКХ со стороны СМИ и людей. Из-за этого люди не хотят работать в этой сфере, что приводит к большому кадровому голоду. Всё сложнее найти как обычных дворников-уборщиц, так и квалифицированный персонал, который не заменить какими-то технологиями.

Также есть проблема непонимания того, как формируется плата за ЖКУ. Например, плата за содержание жилья: если человек платит полторы-две тысячи в месяц, ему кажется, что это много, хотя один поход в магазин может стоить больше. Эта невозможность изменить и обосновать размер платы в большинстве домов приводит к недофинансированию, низким зарплатам у работников управляющих компаний, невозможности найти квалифицированный персонал, соответственно, страдает объём услуг и качество обслуживания.
Сейчас я говорю о добросовестных компаниях, которые хотят работать, но не могут выпросить экономически обоснованный тариф у людей, так как законодательство поставило компании именно в такую позицию. Если бы зарплаты были больше, люди, особенно молодёжь и студенты, шли бы работать с большим желанием, потому что сейчас мы не конкурируем даже с пунктами выдачи заказов.

Какие изменения в законодательстве или нормативных актах повлияли на работу УО в последнее время (по Вашим наблюдениям?

Работа с должниками стала более сложной – и в силу возросших госпошлин, и в силу закрытия данных о собственниках.

Сейчас, наверное, повлияют изменения по НДС: те, кто попадают на него, не могут довыставить налог жителям, если ориентироваться на мнение Минстроя, что без решения собрания это сделать нельзя. Придется изыскивать какие-то возможности по уплате этого налога, если не хватит смелости выставить сверх установленного на общем собрании размера платы. 

Какие изменения Вы хотели бы видеть в сфере ЖКХ и почему?

Если говорить об узких вопросах, то я бы хотела увидеть в федеральном законодательстве то, что контейнерную площадку должно обслуживать одно лицо, а другие отходообразователи, которые туда складируют свой мусор, должны по договору с ответственным лицом оплачивать расходы пропорционально квадратным метрам или нормативу. Тогда расходы будут распределяться равномерно, и будет одно ответственное лицо, с которого собственники и надзорные органы смогут спрашивать за чистоту на этой площадке.

Из более крупных идей: сделать так, чтобы житель сначала обращался в управляющую компанию или саморегулируемую организацию, союз, ассоциацию — в зависимости от того, что есть в регионе — со своей жалобой. И только потом уже обращался в государственную жилищную инспекцию или муниципальный жилищный контроль. Раньше это было сделано для Роспотребнадзора, но почему-то этот вопрос не движется дальше. 

Если рассматривать вопрос глобально, то хотелось бы, чтобы Правительство определилось наконец по тому, как будет развиваться сфера ЖКХ дальше, стратегически, чтобы не топтаться на одном месте с лицензированием, которое никак не влияет на качество обслуживания жилфонда. 

Повышение качества возможно только если будет добросовестная конкуренция, прекратятся рейдерские захваты, не будет столько судов, связанных с внесением изменений в реестр лицензий.
Другими словами, нужно решить такие вопросы, которые не может решить лицензирование. Нужно будет искать формы либо передачи части полномочий саморегулируемым организациям, либо переход на полное обязательное саморегулирование. 

Честно говоря, считаю, что не все регионы готовы к переходу на саморегулирование. Те, кто готов, уже объединились в информационное сообщество, мы общаемся, знаем и видим друг друга. 

Госдума представила Минстрою три сценария развития, и хотелось бы, чтобы они были рассмотрены более серьезно. Потому что сейчас Минстрой говорит о том, что нужно ужесточать лицензионные требования, а я как бывший сотрудник инспекции скажу: во-первых, уже нечего ужесточать, во-вторых, никакой кнут не изменит ситуацию к лучшему. Нужно сделать так, чтобы управляющие компании сами были заинтересованы хорошо работать; чтобы те, кто работает плохо, кто обманывает жителей, кто захватывает дома, – очень быстро уходили с рынка, а это возможно сделать только через членство в СРО. Но его нужно хорошо и качественно продумать и прописать в законодательстве, чтобы тоже не было никаких возможностей для злоупотребления. 

Предыдущие интервью серии «ЖКХ изнутри»: 
➜ ЖКХ изнутри. Генеральный директор УО: взгляд на отрасль
➜ Дворник: взгляд на профессию
➜ Техник-смотритель: взгляд на профессию
➜ Учредитель УО – взгляд на отрасль
➜ Управляющий жилого комплекса: взгляд на профессию
➜ Специалист УК: взгляд на профессию
➜ Управляющий ТСН: взгляд на профессию
 Член правления ЖСК: взгляд на работу
 ЖКХ изнутри. Начальник отдела организации обеспечения коммунальными ресурсами: взгляд на работу
➜ ЖКХ изнутри. Председатель правления ТСЖ: взгляд на работу

Ad 4
Реклама. ООО «Служба правовых извещений» ИНН 0278195730 Erid 2Vtzqvs2poa
Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом