Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

ФАС про нарушения со стороны региональных операторов по обращению с ТКО

Федеральная антимонопольная служба направила своим территориальным органам разъяснения по вопросу применения закона «О защите конкуренции» в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (письмо от 11.08.2021 №ВК/67016/21). Они содержат указания на возможные нарушения региональным оператором законодательства о защите конкуренции.

Доминирующее положение регионального оператора

Учитывая, что региональный оператор является лицом, оказывающим решающее влияние на общие условия рынка услуг по обращению с ТКО и (или) способным устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, или затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, к нему могут применяться меры антимонопольного реагирования.

Распространенными нарушениями в сфере обращения с TKO являются нарушения, связанные с порядком заключения договора:
- навязывание невыгодных условий договора,
- уклонение/отказ от заключения договора,
- нарушение сроков заключения договора,
и исполнения договора:
- отказ от вывоза TKO,
- отказ в изменении способа коммерческого учета TKO,
- необоснованное изменение периодичности вывоза TKO.

Порядок и особенности заключения договора по обращению с ТКО

Само по себе включение региональным оператором в договор условий, которые не предусмотрены Типовым договором, но относятся к целям и предмету договора, и по которым стороны достигли согласия, не является нарушением антимонопольного законодательства.

Оценка действий регионального оператора по включению условий договора, не предусмотренных Типовым договором, на предмет наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства осуществляется с учетом всех обстоятельств, установленных антимонопольным органом в каждом конкретном случае.

Действия оператора, выразившиеся в несоблюдении при заключении договора формы Типового договора (например, исключение или изменение существенных условий договора), могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

ФАС России обращает внимание: пунктом 3 Правил № 1156 установлено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются с учетом экологического законодательства РФ и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Предусмотрено, что осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Законодательство РФ в сфере обращения TKO устанавливает императивные требования для регионального оператора, как лица, осуществляющего деятельность по обращению с TKO, в части соблюдения санитарно-эпидемиологических норм.

Периодичность вывоза TKO региональным оператором должна соответствовать срокам временного накопления несортированных TKO, установленным санитарными правилами и нормами.

Такая позиция также поддерживается судебной практикой, в частности, аналогичные выводы были указаны судами в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19.06.2019 № 1‑AПA19‑5, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.12.2020 по делу № A21-8180/2019, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 17.12.2019 по делу № A65-7546/2019, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.09.2020 по делу № А63 – 10417/2019.
В этих решениях суды отмечают императивный характер положений, санитарных правил и норм, соблюдение которых является обязательным для регионального оператора в части периодичности вывоза TKO.

Следовательно, включение в договор положений об уточнении сроков в соответствии с санитарными нормами и правилами не противоречит положениям Закона № 89-ФЗ, Правилам №1156.

Нарушение порядка заключения договоров в сфере обращения с TKO

Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с TKO регламентирован Правилами № 1156.
У собственника TKO при несогласии с представленным проектом договора есть право на направление мотивированного отказа от подписания направленного ему проекта договора.

Действия регионального оператора по созданию условий, при которых у потребителя нет возможности предоставить мотивированные возражения по тексту проекта договора, а также прекращение мероприятий по урегулированию разногласий по проекту договора (неработающий сайт, закрытый офис, неполучение заказных писем), могут содержать признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

О порядке коммерческого учета объема и (или) массы TKO

ФАС России отмечает, что при заключении договора на оказание услуг по обращению с TKO стороны должны руководствоваться Правилами № 1156.
В соответствии с пунктом 15 Типового договора стороны договора обязаны выбрать способ осуществления коммерческого учета TKO в соответствии с Правилами № 505.
Порядок коммерческого учета объема и (или) массы — TKO регламентирован Правилами коммерческого учета объема и (или) массы TKO, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505.

Пунктом 5 Правил № 505 установлено, что коммерческий учет TKO осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления TKO, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления TKO, установленных в местах накопления TKO;
6) исходя из массы TKO, определенной с использованием средств измерения.

Пунктом 6 Правил № 505 установлено, что для расчетов с собственниками TKO коммерческий учет TKO осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505.

Осуществление расчетов в соответствии с подпунктом «6» пункта 5 Правил № 505 производится только с операторами по обращению с TKO, владеющими на праве собственности или на другом законном основании соответствующими объектами (владельцы объектов) (пункт 9 Правил № 505).

Согласно пункту 8 Правил № 505 при раздельном накоплении TKO в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с TKO коммерческий учет TKO осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 Правил № 505.

Поскольку коммерческий учет TKO осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления TKO либо из количества и объема контейнеров для накопления TKO, и при этом законодательством не предусмотрена обязанность регионального оператора и собственника TKO производить учет объема и (или) массы TKO только способом исходя из нормативов накопления TKO, то региональный оператор и собственник TKO вправе выбрать любой способ коммерческого учета подпункта «а» пункта 5 Правил № 505.

Таким образом, ограничение по способу коммерческого учета TKO, предусмотренное пунктом 8 Правил № 505, установлено только для ситуации, когда применяется система раздельного сбора TKO.
В случае отсутствия раздельного накопления TKO на территории регионального оператора для осуществления расчетов по договорам в области обращения с TKO коммерческий учет TKO осуществляется расчетным путем исходя из фактического количества и объема контейнеров для накопления TKO либо в соответствии с установленными нормативами накопления TKO.
Других ограничений на применение одного из способов коммерческого учета подпункта «а» пункта 5 Правил № 505 правила не содержат.

Сторонами может быть выбран предусмотренный подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 способ коммерческого учета, а именно по количеству и объему контейнеров для накопления TKO, установленных в местах накопления TKO, в случае если контейнеры потребителя и места (площадки) накопления TKO соответствуют нормам действующего экологического законодательства и внесены в реестр мест (площадок) накопления TKO.
В решении Верховного суда РФ от 07.02.2021 № АКПИ20 – 956 указано, что отсутствие в регионе организованного раздельного накопления TKO позволяет собственнику TKO осуществлять коммерческий учет TKO в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 одним из альтернативных способов расчета.

Также при достижении сторонами соглашения об осуществлении коммерческого учета объемов TKO исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления TKO, суды в отсутствие организованного раздельного сбора накопления отходов считают возможным предусмотреть в договоре такой способ коммерческого учета, согласованный сторонами по договору.

Положения в части коммерческого учета TKO применительно к собственникам и пользователям жилых помещений уточняются в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений № 354.
Согласно пункту 148(30) Правил №354 в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет TKO осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления TKO, а в случае если введено раздельное накопление сортированных TKO — расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления TKO, установленных в местах накопления TKO.
Таким образом, для потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) наличие системы раздельного сбора является обязательным требованием для расчета «по факту» (исходя из количества и объема контейнеров).

В отношении других потребителей коммерческий учет TKO производится способом, определенным сторонами в договоре по обращению с TKO, в соответствии с Правилами № 1156.

В случае несогласия собственника TKO с предлагаемым региональным оператором способом коммерческого учета TKO, собственник TKO в соответствии с Правилами № 1156 вправе направить мотивированный отказ от подписания проекта договора и предложить изменения в проект договора в части порядка осуществления другого способа применения учета объема и (или) массы TKO.

Действия оператора, выразившиеся в навязывании невыгодных условий потребителю (например, в навязывании невыгодного для потребителя способа коммерческого учета TKO), могут содержать в себе признаки нарушения антимонопольного законодательства (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Порядок сбора и вывоза ТБО

Пунктом 1 раздела 1 Типового договора на оказание услуг по обращению с TKO региональный оператор обязуется принимать TKO в объеме и в месте, которые определены в типовом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В соответствии с пунктом 13(1) Правил № 1156 региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления TKO, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления TKO, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.

Пунктом 3 раздела 1 Типового договора в договоре указывается нужный способ складирования TKO – мусоропроводы и мусороприемные камеры, в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости (указываются какие), предоставленные региональным оператором.

Пунктом 10 Правил № 1156 установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с TKO в местах (площадках) накопления TKO складирование TKO осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
6) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

При этом потребитель обязан осуществлять складирование TKO в местах накопления TKO, определенных договором на оказание услуг по обращению с TKO, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами и обеспечивать складирование TKO в контейнеры или другие места в соответствии с приложением к типовому договору.

Законодательством в сфере обращения с TKO не предусмотрено случаев, при наступлении которых региональный оператор вправе прекратить предоставление услуги по обращению с TKO. Если договор на оказание услуг по обращению с TKO не расторгнут и не признан судом недействительным, региональный оператор обязан продолжать оказывать соответствующую услугу потребителям. Например, наличие задолженности у потребителя или оспаривание региональным оператором в судебном порядке нормативов накопления TKO не может рассматриваться как основание для прекращения вывоза TKO при наличии действующего договора.

Действия регионального оператора, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, выразившееся в неправомерном прекращении услуги по обращению с TKO, должны рассматриваться антимонопольными органами на предмет нарушения Закона о защите конкуренции.

Новости ЖКХ: