Самовольное остекление балкона — демонтировать или оставить (подборка судебной практики)
Суды нередко обязывают жильцов МКД демонтировать балконное остекление. Причин для этого несколько: изменение архитектурного облика здания, увеличение нагрузки на несущие конструкции, отсутствие разрешительной документации и согласия других собственников МКД на использование общедомового имущества, потенциальный риск для жизни и здоровья других лиц. Однако иногда отстоять непроектное балконное остекление всё же удается. Подобрали на эту тему несколько…
Администрация Тольятти не смогла добиться доступа в квартиру для проверки по вопросу переустройства
По мнению судов, администрация не имеет полномочий на обращение в суд с подобными исками. В администрацию поступила жалоба на собственников квартиры площадью 197,7 кв.м., из которой выходила труба, установленная на крыше МКД. По утверждению заявителя, собственники поставили в своём помещении камин, огонь идёт вверх; однако, в плане дома конструктивно не заложены трубы для печного камина…
Кому собственник нежилого помещения оплачивает отопление общего имущества
По общему правилу, собственники нежилых помещений оплачивают коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающим организациям (п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг № 354).  По другому общему правилу, определенные коммунальные ресурсы (вода, электричество, сточные воды), потребляемые при содержании и использовании общего имущества (КР СОИ), относятся к плате за содержание, а не к плате за коммунальные услуги, следовательно, оплачиваются управляющей…

Новые победы в Верховном суде по поводу площадок для мусора

ТСН «София» и ТСЖ «Виктория» из Владимирской области выиграли в Верховном Суде РФ споры с муниципалитетом по размещению контейнерных площадок на придомовой территории.

Администрация обратилась к товариществам с иском – создать и содержать место (площадку) для временного накопления ТКО для нужд жителей в управляемых товариществами МКД. Причина обращения в суд – отсутствие на придомовой территории места накопления отходов.

Возражения товариществ: на придомовой территории невозможно организовать площадку в соответствии с требованиями санитарных правил; площадку можно и нужно ставить на публичном земельном участке, то есть создать ее обязан сам истец.

Несмотря на эти возражения, суды трех инстанций встали на сторону органа местного самоуправления, обязали товарищества организовать место накопления ТКО с учетом требований СанПиН 2.1.3684 – 21.
При этом во время рассмотрения дела стороны провели совместные обследования и составили акты о том, что на придомовых территориях невозможно разместить контейнерную площадку с соблюдением санитарно-эпидемиологических расстояний; однако имеется возможность оборудовать такую площадку на муниципальной земле.
Суды решили, что ТСН и ТСЖ в силу закона обязаны организовать место (площадку) накопления ТКО для обслуживания своих домов вне зависимости от принадлежности земельных участков.

Верховный Суд РФ по жалобам ТСН и ТСЖ отменил все судебные акты и направил дела на новое рассмотрение.
Судебная коллегия согласилась с доводами товариществ:

  • места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
  • товарищества в силу статей 36 и 39 Жилищного кодекса РФ обязаны организовать такую площадку только в случае возможности ее размещения на придомовой территории;
  • при отсутствии возможности разместить площадку на придомовой территории многоквартирного дома и в отсутствие решения собственников помещений в многоквартирном доме о размещении площадки на муниципальной земле установление контейнерной площадки вне пределов дома является правом, а не обязанностью лица, управляющего МКД.

Дополнительно ВС РФ указал: в случае, если собственники помещений пользуются для складирования ТКО муниципальной площадкой, включенной в соответствующий реестр, либо место накопления ТКО организовано для многоквартирного дома (нескольких МКД) на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, из-за невозможности его организации на придомовой территории, то обязанность по содержанию площадки лежит на УО или распределяется 7 между УО нескольких домов пропорционально общей площади помещений в МКД, которыми они управляют (статья 249 Гражданского кодекса).

«Суды не проверили, включен ли МКД в соответствующий реестр как источник образования ТКО, складируемых на определенной муниципальной площадке. Между тем от данного обстоятельства зависит решение вопросов о необходимости создания иной площадки для многоквартирного дома (соседних домов) с учетом мнения собственников помещений в домах и возложении на управляющие организации (и на товарищества) обязанности по содержанию муниципальной площадки либо иной площадки, созданной для нескольких домов».
(определения Судебной коллегии по экономическим спорам от 28.12.2024 № 301-ЭС23 – 14417 и № 301-ЭС23 – 14328 по делам № А11 – 12937/2019 и № А11 – 12585/2019).

Аналогичная позиция Верховного Суда РФ уже нашла закрепление в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13 декабря 2023 г.).

➜ Подписаться на Telegram-канал автора («ЖКХ»)

Антонина Юдина: