ТСЖ не ведет исковую и претензионную работу. Можно ли взыскать с него плату за управление жилым фондом
Жительница г. Тюмени (К.) обратилась в суд, так как посчитала: ТСЖ нарушает ее права как потребителя, поскольку на протяжении последних трех лет не занимается претензионной и исковой работой. В связи с этим К. обратилась к товариществу с претензией о возврате средств за «управление жилым фондом» — 35 142 рубля. Не получив ответ, подала иск в…
Самовольное остекление балкона — демонтировать или оставить (подборка судебной практики)
Суды нередко обязывают жильцов МКД демонтировать балконное остекление. Причин для этого несколько: изменение архитектурного облика здания, увеличение нагрузки на несущие конструкции, отсутствие разрешительной документации и согласия других собственников МКД на использование общедомового имущества, потенциальный риск для жизни и здоровья других лиц. Однако иногда отстоять непроектное балконное остекление всё же удается. Подобрали на эту тему несколько…
Можно ли сэкономить на капремонте при спецсчёте, если во время ремонта сменить владельца этого счёта
В Приморском крае собственники весной 2022 года решили провести капремонт за счет денег, собранных на спецсчёте, владельцем которого была УО - ООО «Олимп». Однако через полгода те же собственники приняли другое решение - о досрочной смене управляющей организации на ООО УК «Сити-Сервис», которая и стала новым владельцем спецсчёта. Таким образом, старая УО осталась должна подрядчикам…

Когда нет акта ввода, но есть факт ввода ИПУ в эксплуатацию

На протяжении 6 лет собственник квартиры в г. Тольятти передавал в ТСЖ «104‑А» показания ИПУ воды, а ТСЖ на основании этих показаний выставляло плату за коммунальные услуги. По истечении межповерочного интервала (6 лет) собственник сделал поверку приборов учета в аккредитованной организации и передал в ТСЖ свидетельства о поверке ИПУ. И тут ТСЖ обнаружило, что собственник никогда не обращался в ТСЖ с заявлением о вводе этих ИПУ в эксплуатацию. Соответственно, акта ввода в эксплуатацию на счетчики нет и не было. 

Только получив свидетельства о поверке, ТСЖ составило акт о вводе ИПУ в эксплуатацию. А затем постфактум доначислило собственнику 52103,58 рублей за три года (в пределах срока исковой давности) исходя из нормативов потребления.

Собственник, в свою очередь, отказался оплачивать доначисления и обратился в суд с иском к ТСЖ о признании ИПУ введенными в эксплуатацию и перерасчете платы за коммунальные услуги.

Позиция собственника квартиры:

  • оснащение квартир приборами учета – обязанность застройщика (п. 7 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»);
  • застройщик МКД (ЖСК «Жасмин-Дом») установил и опломбировал ИПУ во всех квартирах и тем самым ввел их в эксплуатацию;
  • в акте приема-передачи квартиры и нескольких первых квитанциях были указаны только два из четырех счетчика, но впоследствии во всех актах осмотра ИПУ с 2015 года и в квитанциях указывались все четыре установленных счетчика;
  • ТСЖ несколько лет принимало показания ИПУ без каких-либо претензий.

Позиция ТСЖ:

- Счетчики поставлены ТСЖ на коммерческий учет только 29.07.2021 (после получения свидетельств о поверке). До этой даты ИПУ на коммерческом учете не состояли, соответственно, начисления должны были производиться по нормативам потребления в соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг № 354.
- Собственник помещения обязан обеспечить, а ТСЖ – осуществить ввод ИПУ в эксплуатацию, в том числе по заявке собственника (п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг № 354). Соответствующей заявки от собственника не поступало.
- Акт приема-передачи квартиры от застройщика не является актом ввода в эксплуатацию приборов учета и не содержит информацию, указанную в п. 81(6) – 81(8) Правил предоставления коммунальных услуг № 354. К тому же в акте приема-передачи квартиры не указаны два из четырех ИПУ (значит, изначально их не было) и сведения о пломбах.

В итоге три судебные инстанции (определение Шестого КСОЮ по делу № 88 – 17856/2023) встали на сторону собственника и указали следующее.

- В данном случае применим правовой принцип «эстоппель» – запрет на противоречивое поведение. ТСЖ было известно и об установленных в квартире ИПУ, и о том, что показания этих ИПУ используются при начислениях платы за коммунальные услуги. При этом никаких претензий относительно ИПУ товарищество не предъявляло. За 6 лет ТСЖ ни разу не выполнило свою обязанность по проверке работоспособности ИПУ и достоверности передаваемых собственником показаний (п. 82 Правил предоставления коммунальных услуг № 354). ТСЖ не обращалось в суд с требованиями об обязании собственника обеспечить доступ в квартиру с целью проверки приборов учета.
- Все МКД, вводимые в эксплуатацию с 01.01.2012, должны оснащаться как общедомовыми, так и индивидуальными приборами учета воды (Письмо Минрегиона России от 13.03.2012 № 5243-АП/14). ЖСК «Жасмин-Дом» сдал дом в 2015 году, соответственно, кооператив обязан был установить и ввести в эксплуатацию ИПУ, что он и сделал.
- Техническая исправность и пригодность ИПУ к эксплуатации подтверждаются их паспортами и свидетельствами о поверке. А факт ввода ИПУ в эксплуатацию – действиями самого ТСЖ, которое на протяжении длительного времени принимало показания ИПУ от собственника.
- Профессиональные участники отношений по управлению домом (ТСЖ, УК) не вправе возлагать на добросовестных абонентов неблагоприятные последствия собственного бездействия, в том числе в части соблюдения порядка ввода ИПУ в эксплуатацию, его опломбирования и последующей регулярной проверки.

История написана для нашего Telegram-канала «ТСЖ (ТСН) – судебная практика»

Елена Шоломова: