Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Третий кассационный суд о голосовании застройщика

Читательница из Санкт-Петербурга поделилась успехом в суде по делу об оспаривании решения собрания, где всё за всех решил застройщик. Это определение 3 КСОЮ № 88 – 22358/2022.

Собрание о выборе УК в новостройке было проведено по инициативе этой же УК, которая изначально управляла домом по договору с застройщиком.
За выбор компании активнее всех голосовал опять же застройщик.

Две инстанции не приняли во внимание доводы собственников-истцов, однако кассация прислушалась к аргументам жильцов и направила дело на новое рассмотрение.

Из мотивировки:

  • Нормы Жилищного кодекса РФ о заключении договора между УО и застройщиком указывают на то, что застройщик наделен правом и несет обязанность определить УК для управления многоквартирным домом и заключить с нею соответствующий договор, однако обязан сделать это не в качестве собственника помещений дома, а в силу специального указания закона, направленного на обеспечение возможности эксплуатации МКД на период до определения управляющей организации и условий договора с ней в порядке, указанном в части 13 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, т.е. соответствующие полномочия застройщика и основанные на его волеизъявлении полномочия привлеченной им УК изначально имеют временный характер.
  • Это связано с тем, что положения законодательства о долевом строительстве не предполагают приобретение застройщиком права собственности на помещения в построенном доме и последующий переход права собственности от застройщика к участникам долевого строительства, что требовало бы первоначальной регистрации права собственности застройщика, поскольку в противном случае помещение не могло бы считаться вещью, имеющей собственника (пункт 2 статьи 218 и статьи 219 Гражданского кодекса РФ).
  • Напротив, пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве…» прямо указывают на то, что регулируемые им отношения предполагают возникновение у дольщиков права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в МКД, при этом в силу пункта 1 ст. 12 того же Закона обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства, однако это также не предполагает совершение застройщиком соответствующих действий в качестве собственника объекта.
  • С этим связаны особенности государственной регистрации прав дольщика на объект долевого строительства, указывающие на то, что эти права производны от прав по договору участия в долевом строительстве, и основанием их регистрации является не какая-либо сделка, влекущая переход права собственности от застройщика, а документы о создании объекта и о его передаче во владение дольщика (разрешение на ввод в эксплуатацию и передаточный акт).

🔸 В свою очередь, если бы застройщик признавался собственником помещений во введенном в эксплуатацию МКД, было бы лишено смысла правовое регулирование, установленное частями 13 и 14 Жилищного кодекса РФ, поскольку в качестве единственного собственника застройщик вправе был бы избрать способ управления МКД и определить УК своим единоличным решением, которое по правовым последствиям приравнивалось бы к решению общего собрания и могло бы быть пересмотрено только путем принятия нового решения общим собранием, в связи с чем не требовалось бы возложение на муниципалитет обязанностей, связанных с проведением открытого конкурса по отбору УК.

Вот еще пара довольно свежих дел по теме голосования застройщика - из Саратовской области:
определения Первого кассационного суда общей юрисдикции № 88 – 17444/2022, 88 – 22871/2022.

Выводы суда:
«Застройщик вправе принимать участие в общем собрании только в отношении тех помещений, которые были созданы застройщиком на собственные средства, вследствие чего у застройщика возникает право зарегистрировать за собой право собственности на помещения и его следует рассматривать как фактического собственника вновь созданных объектов недвижимости».

Другие материалы про собрания в новостройках

Антонина Юдина: