ТСЖ не ведет исковую и претензионную работу. Можно ли взыскать с него плату за управление жилым фондом
Жительница г. Тюмени (К.) обратилась в суд, так как посчитала: ТСЖ нарушает ее права как потребителя, поскольку на протяжении последних трех лет не занимается претензионной и исковой работой. В связи с этим К. обратилась к товариществу с претензией о возврате средств за «управление жилым фондом» — 35 142 рубля. Не получив ответ, подала иск в…
Самовольное остекление балкона — демонтировать или оставить (подборка судебной практики)
Суды нередко обязывают жильцов МКД демонтировать балконное остекление. Причин для этого несколько: изменение архитектурного облика здания, увеличение нагрузки на несущие конструкции, отсутствие разрешительной документации и согласия других собственников МКД на использование общедомового имущества, потенциальный риск для жизни и здоровья других лиц. Однако иногда отстоять непроектное балконное остекление всё же удается. Подобрали на эту тему несколько…
Можно ли сэкономить на капремонте при спецсчёте, если во время ремонта сменить владельца этого счёта
В Приморском крае собственники весной 2022 года решили провести капремонт за счет денег, собранных на спецсчёте, владельцем которого была УО - ООО «Олимп». Однако через полгода те же собственники приняли другое решение - о досрочной смене управляющей организации на ООО УК «Сити-Сервис», которая и стала новым владельцем спецсчёта. Таким образом, старая УО осталась должна подрядчикам…

Досудебный порядок урегулирования спора при проверках – разъяснения суда

Опубликованы разъяснения Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Поволжского округа по вопросам, связанным с применением норм материального и процессуального права.

В частности, НКС высказал свою позицию по таким вопросам:

  • Можно ли признать соблюденным обязательный досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный главой 9 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», при несоблюдении процедуры, предусмотренной частью 1 статьи 40 указанного закона, в частности, в случае подачи обращения на бумажном носителе?
  • Каковы правовые последствия несоблюдения процедуры подачи жалобы, предусмотренной частью 1 статьи 40 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», и возможно ли обжалование по правилам главы 24 АПК РФ письма (действий должностных лиц) уполномоченного органа о возврате такой жалобы, мотивированного несоблюдением указанной процедуры?
  • Является ли перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы, содержащийся в статье 42 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», исчерпывающим?

Про сроки действия норм об обязательном досудебном порядке рассмотрения жалоб

На основании части 2 статьи 39 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности. Статьей 98 Закона № 248-ФЗ установлен порядок его вступления в силу, согласно которому он вступает в силу с 01.07.2021, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу. В силу части 3 статьи 98 Закона № 248-ФЗ часть 2 статьи 39 данного закона вступает в силу с 01.01.2023.

Вместе с тем в соответствии с частью 13 статьи 98 Закона № 248-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 № 663 «Об утверждении перечня видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб» в отношении определенных видов федерального государственного контроля (надзора) указанный обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется уже с 01.07.2021.

Подача жалобы – только через Госуслуги

Как следует из части 3 статьи 39 Закона № 248-ФЗ, досудебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в соответствии с главой 9 Закона № 248-ФЗ, положение статьи 40 которой предусматривает подачу жалобы в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, за исключением случая подачи жалобы, содержащей сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, которая может быть направлена без использования электронной формы.

Законом № 509-ФЗ внесены изменения в положения статей 4 – 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которые ранее предусматривали в качестве самостоятельного принципа возможность выбора заявителем формы обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ, с 01.01.2021 нормами федерального закона регламентирована подача жалобы на решения контрольного (надзорного) органа, действия (бездействия) его должностных лиц исключительно в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

В связи с этим введение обязательного досудебного обжалования осуществляется посредством информационной системы досудебного обжалования (портал Госуслуг), при этом граждане (физические лица) могут реализовать свои права с использованием структуры МФЦ либо портала Госуслуг, тем самым обеспечивается и возможность установления личности обратившегося (нетривиальная процедура).

Исключения из общего правила

Вместе с тем наличие технических проблем в портале Госуслуг или иных, не зависящих от заявителя причин, связанных с технологическим внедрением и настройками, не исключают права на обращение в письменной форме, с указанием препятствующих обстоятельств, что обеспечит предусмотренные законом гарантии участников гражданского оборота.

Следует учитывать, что положения Закона № 248-ФЗ не содержат прямого запрета на соблюдение досудебного порядка урегулирования спора путем подачи обращения на бумажном носителе, в связи с чем в исключительных случаях допускается обращение контролируемого лица в письменной форме при наличии доказательств подтверждающих объективные причины невозможности соблюдения им формы, установленной частью 1 статьи 40 Закона № 248-ФЗ. В этом случае досудебный порядок урегулирования спора также может считаться соблюденным.

Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления Конституционного Суда РФ от 12.07.2007 № 10‑П, от 13.12.2016 № 28‑П, от 10.03.2017 № 6‑П, от 11.02.2019 № 9‑П).

В статье 42 Закона № 248-ФЗ предусмотрены основания для отказа в принятии жалобы к рассмотрению, перечень которых является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Постановлением Правительства РФ от 21.04.2018 № 482 (в редакции от 15.07.2021) об утверждении Положения о государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» (далее – Положение № 482) определены принципы функционирования пользователей и их полномочия, а также функции информационной системы. Согласно пунктам 2, 4, 6, 8 приложения к Положению № 482 подсистема досудебного обжалования обеспечивает обработку жалоб, тогда как функциями подсистемы досудебного обжалования является: присвоение в автоматизированном режиме регистрационного номера жалобе, ведение реестра жалоб, направление в автоматическом режиме запроса, получение дополнительных доказательств. Жалобы, поступающие в подсистему досудебного обжалования, проходят автоматическую форматно-логическую проверку. Пользователи подсистемы досудебного обжалования вправе использовать информацию, содержащуюся в подсистеме досудебного обжалования, исключительно в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности.

Таким образом, в рамках существующей информационной системы обеспечивается регистрация жалобы, ее движение, контроль за соблюдением правил и обеспечение процесса принятия решений. Обращение в письменной форме исключает возможность обработки и учета жалобы в рамках установленной законом подсистемы досудебного обжалования и процедуры в целом. В этой связи нарушение формы или способа подачи жалобы не является основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении жалобы, поскольку такая жалоба не считается поданной, и с учетом установленного Положением № 482 порядка обращения, она не подлежит рассмотрению. Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, не подлежит оспариванию письмо уполномоченного государственного (муниципального) органа, если сведения в нем носят информационный характер, а также в случае, если оно не является ни решением, ни действием, влекущим негативные последствия для заявителя, подлежащим оспариванию в порядке главы 24 АПК РФ, поскольку не содержит каких-либо властных и распорядительных для заявителя указаний, не возлагает на него никаких обязанностей и не препятствуют осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности или каким-либо иным образом нарушают его права и законные интересы.

Применительно к указанной правовой квалификации решение уполномоченного органа, оформленное письмом о возврате такой жалобы, в том числе вследствие невозможности ее рассмотрения, в связи с нарушением заявителем установленной законом процедуры для ее подачи, препятствует контролируемому лицу в реализации права на оспаривание основного решения надзорного органа в судебном порядке, в силу обязательного соблюдения досудебной процедуры. С учетом изложенного письмо контролирующего органа о возврате жалобы, поданной с нарушением установленного законом порядка, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.

Новости ЖКХ: