Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Реклама в почтовых ящиках: нарушение или нет

Собственник дошел до кассации в споре с Омским УФАС. Он хотел признать незаконным решение антимонопольного органа об отказе в возбуждении дела по факту распространения рекламы через почтовый ящик в МКД.

Позиция заявителя:
- почтовый шкаф предназначен для получения почтовых отправлений, а реклама к почтовым отправлениям не относится,
- ее распространение посредством ячейки абонентского почтового шкафа не соответствует закону о почтовой связи и закону о рекламе,
- такое распространение рекламы мешает получать почтовые отправления.

Правовое обоснование:

  • Позиция административного истца заключается в применении к спорным правоотношениям части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», из которой следует, что при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке РФ.
  • юридическая конструкция части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» указывает на то, что данная норма права носит бланкетный характер и отсылает к иным нормативным актам, которые являются составной частью правовой системы РФ.
  • Учитывая спорные правоотношения, юридически значимым нормативным правовым актом в рассмотрении возникшего спора является Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 17б-ФЗ «О почтовой связи».
  • Из правового анализа указанных нормативных положений следует, что абонентский почтовый шкаф (с запирающимися ячейками) должен использоваться для оказания услуг почтовой связи и предназначен исключительно для получения адресатами почтовых отправлений. При этом Федеральный закон «О почтовой связи» не относит рекламные материалы (листовки, буклеты и т.п.) к какой-либо категории почтовых отправлений.
  • При таких обстоятельствах абонентский почтовый шкаф (его ячейки) используются не для целей получения адресатами почтовых отправлений, что свидетельствует о том, что распространение рекламного буклета путем его размещения в ячейке абонентского почтового шкафа нарушает положения Федерального закона «О почтовой связи» и как следствие, образует нарушение части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

По мнению заявителя, отсутствие в законе «О рекламе» прямого запрета на распространение рекламы по почтовым ящикам (ячейкам абонентского почтового шкафа) не предполагает возможности игнорирования закона «О почтовой связи», притом что частью 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» на рекламодателя (рекламораспространителя) возложена обязанность соблюдать установленные требования, независимо от того, упоминаются ли они в Федеральном законе «О рекламе» или указаны в других нормативных правовых актах.

Позиция УФАС, как вы уже поняли, заключалась в том, что закон не запрещает распространять рекламу через почтовые ящики.

Суды трех инстанций отказали заявителю. Они тоже пришли к выводу, что нормы Закона о рекламе не содержат запрета на распространение рекламных листовок посредством размещения в абонентских почтовых шкафах, размещенных в многоквартирных жилых домах.

Также они отметили, что собственник не доказал нарушение его прав размещением рекламной информации в почтовом ящике:
«Позиция кассатора о целевом назначении почтового ящика не подтверждает нарушение его прав, поскольку не представлено доказательств, что размещение печатной рекламной продукции воспрепятствовало кассатору в пользовании почтовым ящиком, в частности, создало препятствия по получению корреспонденции, направляемыми в его адрес иными субъектами.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе о том, что в силу большого объема рекламной продукции имеется риск не получения корреспонденции, являются предположительными, поскольку такой риск не находится в прямой зависимости от вида корреспонденции и ее объема» (определение 8 КСОЮ № 88А-20589/2022).

Вывод: если не нравится реклама в почтовых ящиках, то жаловаться нужно на ее содержание. Примеры уже публиковались на сайте ЖКХ Ньюс. 

Антонина Юдина: