Собственник дошел до кассации в споре с Омским УФАС. Он хотел признать незаконным решение антимонопольного органа об отказе в возбуждении дела по факту распространения рекламы через почтовый ящик в МКД.
Позиция заявителя:
- почтовый шкаф предназначен для получения почтовых отправлений, а реклама к почтовым отправлениям не относится,
- ее распространение посредством ячейки абонентского почтового шкафа не соответствует закону о почтовой связи и закону о рекламе,
- такое распространение рекламы мешает получать почтовые отправления.
Правовое обоснование:
- Позиция административного истца заключается в применении к спорным правоотношениям части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», из которой следует, что при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке РФ.
- юридическая конструкция части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» указывает на то, что данная норма права носит бланкетный характер и отсылает к иным нормативным актам, которые являются составной частью правовой системы РФ.
- Учитывая спорные правоотношения, юридически значимым нормативным правовым актом в рассмотрении возникшего спора является Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 17б-ФЗ «О почтовой связи».
- Из правового анализа указанных нормативных положений следует, что абонентский почтовый шкаф (с запирающимися ячейками) должен использоваться для оказания услуг почтовой связи и предназначен исключительно для получения адресатами почтовых отправлений. При этом Федеральный закон «О почтовой связи» не относит рекламные материалы (листовки, буклеты и т.п.) к какой-либо категории почтовых отправлений.
- При таких обстоятельствах абонентский почтовый шкаф (его ячейки) используются не для целей получения адресатами почтовых отправлений, что свидетельствует о том, что распространение рекламного буклета путем его размещения в ячейке абонентского почтового шкафа нарушает положения Федерального закона «О почтовой связи» и как следствие, образует нарушение части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
По мнению заявителя, отсутствие в законе «О рекламе» прямого запрета на распространение рекламы по почтовым ящикам (ячейкам абонентского почтового шкафа) не предполагает возможности игнорирования закона «О почтовой связи», притом что частью 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» на рекламодателя (рекламораспространителя) возложена обязанность соблюдать установленные требования, независимо от того, упоминаются ли они в Федеральном законе «О рекламе» или указаны в других нормативных правовых актах.
Позиция УФАС, как вы уже поняли, заключалась в том, что закон не запрещает распространять рекламу через почтовые ящики.
Суды трех инстанций отказали заявителю. Они тоже пришли к выводу, что нормы Закона о рекламе не содержат запрета на распространение рекламных листовок посредством размещения в абонентских почтовых шкафах, размещенных в многоквартирных жилых домах.
Также они отметили, что собственник не доказал нарушение его прав размещением рекламной информации в почтовом ящике:
«Позиция кассатора о целевом назначении почтового ящика не подтверждает нарушение его прав, поскольку не представлено доказательств, что размещение печатной рекламной продукции воспрепятствовало кассатору в пользовании почтовым ящиком, в частности, создало препятствия по получению корреспонденции, направляемыми в его адрес иными субъектами.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе о том, что в силу большого объема рекламной продукции имеется риск не получения корреспонденции, являются предположительными, поскольку такой риск не находится в прямой зависимости от вида корреспонденции и ее объема» (определение 8 КСОЮ № 88А-20589/2022).
Вывод: если не нравится реклама в почтовых ящиках, то жаловаться нужно на ее содержание. Примеры уже публиковались на сайте ЖКХ Ньюс.