Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…
Можно ли обязать соседей улучшить звукоизоляцию в квартире
Межэтажное перекрытие — одно из самых «слабых» мест в квартирах. Именно из-за его плохой звукоизоляции может возникнуть ощущение, что соседи сверху как будто живут с вами — так хорошо слышны их шаги и разговоры. Довольно часто такая слышимость становится предметом судебных разбирательств — жильцы требуют обязать соседей сверху улучшить звукоизоляцию межэтажного перекрытия. Но суд не…
С кого запрещено брать комиссию при оплате ЖКУ
Опубликован Федеральный закон от 19.12.2023 № 602-ФЗ "О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ". Изначально речь шла про запрет на взимание комиссии при внесении физическими лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Позже законопроект был изменен таким образом, что теперь поправки не коснутся большинства плательщиков. Закреплено, что…

Насколько открытыми должны быть продухи — с доступом кошек в подвалы МКД или без него

Обеспокоившись судьбой бездомных кошек, гражданка В. твердо решила добиться от управляющих компаний г. Ижевска того, чтобы один продух в подвалах МКД оставался открытым круглогодично. Вот только «открытым» — в буквальном смысле слова. Варианты с решетками и сетками женщину не устраивали.

Желая обеспечить животным хоть какой-то кров, гражданка В. неоднократно обращалась в органы жилищного надзора с жалобами на УК, закрывающие продухи подвалов. Однако с результатами проводимых проверок и принятыми УК мерами женщина не согласилась. Разбираться во всем этом пришлось судам.

Рассмотрение обращений гражданки В.

Свои обращения гражданка В. направляла в Главное Управление по государственному надзору Удмуртской Республики (далее — Управление по надзору), откуда они поступали на рассмотрение в Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска (далее — Управление ЖКХ). Заявительница просила устранить нарушения законодательства и обязать УК открыть один продух в каждом МКД, указанном в обращении.

При этом ссылалась на Постановление Правительства РФ № 1498 «О внесении изменений в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме». Просила не нарушать принцип гуманности по отношению к животным (кошкам, живущим в подвале дома), который предусмотрен Федеральным Законом № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными».

На основании обращений гражданки В. Управление ЖКХ провело проверки.
По двум адресам некоторые продухи оказались заложены кирпичами и закрыты металлическими листами. Управление ЖКХ предписало УК устранить эти нарушения — разобрать кирпичные кладки, демонтировать глухие стальные листы и оснастить подвальные продухи решетками. УК предписания исполнили. 

Еще по нескольким адресам Управление ЖКХ не выявило никаких нарушений. При этом зафиксировало в каждом из МКД наличие одного оснащенного решетками продуха, оставленного для проветривания подвальных помещений. Более того, в одном из домов собственники представили решение общего собрания о закрытии подвальных продухов «просечкой» для проветривания, без доступа в подвал кошек и собак в связи с захламлением и антисанитарией.

По результатам каждой проверки гражданка В. получала ответы по существу поставленных в обращении вопросов. Также эти ответы содержали разъяснения о том, что требованиями действующего законодательства предусмотрено оборудование продухов подвальных помещений МКД сеткой.
Однако заявительница с сетками на продухах не согласилась и в очередной раз обратилась в Управление по надзору, но уже с жалобой на Управление ЖКХ.

В итоге Управление по надзору предписало Управлению ЖКХ вернуться к рассмотрению обращений гражданки В. и провести проверки УК по указанным адресам. Управление ЖКХ обратилось в суд, чтобы признать предписание незаконным.

Доводы участников судебного разбирательства

Позиция Управления ЖКХ: постановление Правительства РФ № 1498 дополняет пп. «в» п. 11 Правил содержания общего имущества в МКД № 491 указанием на то, что один продух помещений подвалов и технических подполий постоянно поддерживается в открытом состоянии в течение всего календарного года.
Однако введение в действие пп. «в» п. 11 Правил № 491 в новой редакции не отменяет и не противоречит требованию по обеспечению защиты помещений от проникновения животных, установленным п. 3.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170.

Также в силу п. 3.4.7 Правил № 170, на все проемы, каналы и отверстия технического подполья должны быть установлены сетки (размер ячейки — 0,5 см), защищающие здания от проникновения грызунов.

Доводы Управления по надзору: с учетом пп. «в» п. 11 Правил №491 довод Управления ЖКХ о том, что один подвальный продух должен быть открыт и вместе с тем оборудован сеткой (размер ячейки — 0,5 см) является несостоятельным. «Продухи (один продух помещений подвалов) в цоколях зданий должны быть открыты».

Аргументы гражданки В. (третье лицо): оснащенные решетками продухи остаются открытыми лишь формально. Кошки не могут проникнуть в подвал или после установки решеток остаются там запертыми и мучительно погибают. Это является жестоким обращением с животными.
Бездомные кошки вынуждены обитать в подвалах, потому что приютов на всех не хватает. Подвальные помещения служат кошкам укрытием от суровых погодных условий в холодное время года.

Положения Правил № 170 противоречат пп. «в» п. 11 Правил № 491. При разрешении коллизии следует обращаться к акту, имеющему большую юридическую силу, а именно, к Федеральному закону «Об ответственном обращении с животными» № 498-ФЗ.
Ссылаясь на письмо Минстроя РФ от 30.03.2020 № 13120-ОЛ/04, гражданка В. также указывала на необходимость гуманного отношения к животным в подвалах МКД.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций

Оба суда признали предписание Управления по надзору незаконным и пришли к выводу о том, что Управление ЖКХ надлежащим образом выполнило возложенные на него функции муниципального жилищного контроля (постановление Семнадцатого апелляционного арбитражного суда по делу № А71 – 4926/2022). При этом суды учли предусмотренные законодательством обязанности УК обеспечивать:

  • температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций;
  • благоприятные и безопасные условий проживания граждан, соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;
  • надлежащее содержание общедомового имущества, недопущение его захламления и загрязнения путем исключения доступа в помещения МКД, в том числе подвалы и технические подполья, животных и насекомых.

Для вентиляции подвалов предусмотрена мера — постоянное поддержание в открытом состоянии в течение всего календарного года одного продуха. Оснащение открытых продухов жалюзийными решетками или сетками с ячейками 0,5 см призвано исключить доступ животных в подвалы МКД. И эти меры не противоречат друг другу.
«Наличие на открытом продухе решетки, с одной стороны, способствует вентиляции помещения, с другой — препятствует проникновению животных, грызунов, насекомых».

Относительно письма Минстроя РФ от 30.03.2020 № 13120-ОЛ/04: оно касается гуманного отношения к животным, попавшим в помещения подвалов и технических подполий. Это письмо не содержит выводов относительно обеспечения беспрепятственного доступа животных в указанные помещения МКД.
Кроме того, указанное письмо не обладает признаками нормативно-правового акта, и содержащиеся в нем разъяснения не являются обязательными для правоприменения.

Точка в споре еще не поставлена. Главное Управление по государственному надзору Удмуртской Республики подало кассационную жалобу на апелляционное постановление.

➜ Другая статья по теме — «Кошки в подвале МКД — бороться или соседствовать»

Александра Павлова: