Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

Конституционный Суд РФ про права ТСЖ

Обобщили в этом материале позиции Конституционного Суда РФ из его определений по жалобам, где заявители просили оценить конституционность норм из статьи 137 Жилищного кодекса РФ. По всем жалобам суд отказал в принятии к рассмотрению.

Рассмотрим, почему статья 137 Жилищного кодекса РФ вызывает недовольство при ее применении, и почему Конституционный Суд РФ считает, что с нормой все в порядке.

Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2014 г. № 1683‑О

Чуть ранее суды отказали ТСЖ «Заря» в признании договора аренды нежилого помещения, относящегося к общему имуществу собственников помещений в МКД.

ТСЖ «Заря» оспаривало конституционность примененного судами в деле с его участием пункта 1 части 2 статьи 137 Жилищного кодекса РФ, устанавливающего право товарищества собственников жилья предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в МКД, если это не нарушает права и законные интересы собственников в нем находящихся помещений.

По мнению заявителя, указанное законоположение предопределяет наличие различного объема прав на общее имущество у собственников помещений МКД в зависимости от избранного ими способа управления, препятствуя реализации их права собственности.

Позиция Конституционного Суда РФ:

Содержащееся в пункте 1 части 2 статьи 137 Жилищного кодекса РФ правовое регулирование обусловлено природой товарищества собственников жилья, как организации, созданной исключительно с целью эффективного управления имуществом МКД. При этом собственники находящихся в нем помещений не лишены возможности избрать иной способ управления МКД, предполагающий отличный от установленного в оспариваемом положении порядок предоставления общего имущества в пользование. Таким образом, пункт 1 части 2 статьи 137 Жилищного кодекса РФ сам по себе не может рассматриваться как нарушающий права заявителя в указанном в жалобе аспекте.

Определение Конституционного Суда РФ от 24 марта 2015 г. № 568‑О

Чуть ранее с заявителя в пользу управляющей организации была взыскана задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При этом суды исходили из того, что заявитель, будучи собственником жилого помещения и пользуясь коммунальными и иными услугами, не оплачивал их надлежащему получателю платежей; при определении задолженности судами частично были учтены суммы, заявителем в спорный период товариществу собственников жилья.

Заявительница оспаривала конституционность пункта 1 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса РФ, согласно которому товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления МКД и иные обеспечивающие управление МКД, в том числе содержание и ремонт общего имущества в МКД, договоры.

По мнению заявительницы, оспариваемая норма позволяет правлению товарищества собственников жилья изменять способ управления МКД, выбранный общим собранием собственников помещений в МКД, и допускает повторное взыскание с собственников помещений платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Позиция Конституционного Суда РФ:
Оспариваемая норма, рассматриваемая в системе норм жилищного законодательства, в частности во взаимосвязи с частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, направленная на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, предоставление коммунальных услуг гражданам и не предполагающая повторного взыскания каких-либо платежей, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы заявительницы, при определении задолженности которой судом были учтены денежные средства, перечисленные товариществом собственников жилья управляющей организации.

Определение Конституционного Суда РФ от 18 июля 2017 г. № 1633‑О

Чуть ранее суд общей юрисдикции удовлетворил требования товарищества собственников жилья о взыскании с заявителя – собственника жилого дома в жилом комплексе задолженности по оплате расходов на содержание и ремонт обслуживающей дома инфраструктуры.

Заявитель оспаривала конституционность части 3 статьи 137 Жилищного кодекса РФ, согласно которой в случае неисполнения собственниками помещений в МКД своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество собственников жилья в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов.

По мнению заявителя, норма напрасно применяется судами по аналогии к собственникам индивидуальных жилых домов.

Позиция Конституционного Суда РФ:
Часть 3 статьи 137 Жилищного кодекса РФ, будучи составляющей установленного жилищным законодательством правового механизма участия собственников жилых помещений, не являющихся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, в расходах, возникающих в результате совместной эксплуатации обслуживающего указанные помещения имущества, направлена на обеспечение баланса интересов всех обладателей жилых помещений – как являющихся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, так и не являющихся таковыми – и, рассматриваемая во взаимосвязи со статьей 143.1 того же Кодекса, устанавливающей права собственников жилых помещений, не являющихся членами товарищества собственников жилья, на оспаривание решений общих собраний членов товарищества, устанавливающих, в частности, размер обязательных взносов собственников объектов недвижимости, не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявительницы в указанном в жалобе аспекте.

Определение Конституционного Суда РФ от 28 декабря 2021 г. № 2894‑О

Заявительница – бывшая сособственница жилого помещения (блока) в жилом доме блокированной застройки поселка «таунхаусов» с общей коммунальной инфраструктурой, с которой судами в пользу созданного в данном поселке товарищества собственников недвижимости взыскана плата за содержание жилого помещения и общего имущества, оспаривает конституционность следующих положений Жилищного кодекса РФ:
- пункта 3 части 1 статьи 137, закрепляющего, что товарищество собственников жилья вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в МКД в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в МКД;
- пункта 1 части 2 статьи 154, части 6 статьи 155, части 1 статьи 158.

По мнению заявительницы, нормы возлагают на собственников помещений в МКД, расположенном на территории жилого комплекса малоэтажной застройки (поселка «таунхаусов»), обязанность по содержанию обслуживающих жилой комплекс объектов инфраструктуры, не входящих в состав общего имущества МКД и не являющихся собственностью данных лиц; позволяют товариществу собственников жилья, созданному в одном из МКД или в нескольких МКД указанного жилого комплекса, начислять и взимать плату за содержание объектов инфраструктуры названного комплекса с собственников помещений других МКД такого жилого комплекса, в которых способ управления домом товариществом собственников жилья не выбран.

Позиция Конституционного Суда РФ:
Оспариваемые законоположения, определяющие механизм участия собственников помещений МКД, не являющихся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, в расходах, возникающих в результате совместной эксплуатации МКД, возлагая на собственников жилых помещений в МКД бремя содержания принадлежащего им имущества, сопутствующее реализации правомочий собственника (статья 210 ГК РФ), обеспечивают баланс интересов всех обладателей помещений в МКД: членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива и лиц, не являющихся таковыми. Соответственно, сами по себе они не могут расцениваться как нарушающие в обозначенном в жалобе аспекте конституционные права заявительницы.

Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2017 г. № 1372‑О

Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, было отказано в удовлетворении требования заявительницы к товариществу собственников жилья «Рублевское шоссе, 18 – 1» о прекращении начисления ежемесячного целевого сбора, перерасчете платежей.

Заявительница решила оспорить конституционность пункта 3 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса РФ, согласно которому товарищество собственников жилья вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в МКД в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в МКД.

По мнению заявительницы, норма обязывает граждан – собственников жилья в МКД, в котором образовано товарищество собственников жилья, не являющихся членами данного товарищества, оплачивать специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные уставом товарищества цели.

Позиция Конституционного Суда РФ:

  • установленный действующим жилищным законодательством правовой механизм участия собственников помещений МКД, не являющихся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, в расходах, возникающих в результате совместной эксплуатации имущественного комплекса – МКД, возлагает на собственников жилых помещений в МКД бремя содержания принадлежащего им имущества, сопутствующее реализации правомочий собственника (статья 210 ГК РФ), направлен на обеспечение баланса интересов всех обладателей помещений в МКД – как являющихся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, так и не являющихся таковыми.
  • Пункт 3 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса РФ, будучи элементом указанного правового механизма и рассматриваемый во взаимосвязи со статьей 143.1 того же Кодекса, устанавливающей права лиц, не являющихся членами товарищества собственников жилья, в частности на оспаривание решений общих собраний членов товарищества, не может расцениваться как нарушающий конституционные права заявительницы, в деле с участием которой судом было установлено, что решение о формировании резервного фонда было принято общим собранием членов товарищества собственников жилья в интересах всех собственников помещений МКД – для целей возмещения непредвиденных расходов, которые могут возникнуть в процессе деятельности по управлению и содержанию имущества МКД, а также расходов, не предусмотренных на момент формирования сметы доходов и расходов.
Новости ЖКХ: