Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

Конституционный Суд РФ про собрания членов ТСЖ

Обобщили в этом материале позиции Конституционного Суда РФ из его определений по жалобам, где заявители просили оценить конституционность норм из статьи 146 Жилищного кодекса РФ. По всем жалобам суд отказал в принятии к рассмотрению.

Рассмотрим, почему статья 146 Жилищного кодекса РФ вызывает недовольство при ее применении, и почему Конституционный Суд РФ считает, что с нормой все в порядке.

Определение Конституционного Суда РФ от 19 октября 2010 г. № 1331-О‑О

В суде общей юрисдикции заявителю было отказано в признании недействующим положения устава товарищества собственников жилья, закрепляющего возможность проведения общего собрания его членов и принятия решения в заочной форме.

Заявитель оспаривал конституционность статьи 47 Жилищного кодекса РФ о возможности принятия решения общего собрания собственников помещений в МКД в форме заочного голосования и части 6 статьи 146 данного Кодекса о праве членов ТСЖ на проведение голосования посредством опроса в письменной форме.

Позиция Конституционного Суда РФ:

  • Само по себе установление в оспариваемых законоположениях для решения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания членов ТСЖ, возможности голосования посредством опроса в письменной форме не предполагает злоупотребления этой формой голосования, равно как и ограничения доступа к процедуре и результатам голосования, включая полное и своевременное предоставление всей необходимой информации. В силу этого такое правовое регулирование не может рассматриваться как лишение члена товарищества права участия в делах ТСЖ и нарушение конституционных прав и свобод заявительницы, указанных в жалобе, тем более учитывая, что такой порядок устанавливается самими собственниками помещений в МКД.
  • Как следует из жалобы, необходимость проведения общих собраний членов ТСЖ лишь в очной форме заявительница обосновывает тем, что при заочной форме голосования у собственников помещений в МКД отсутствует возможность ознакомления с документами, касающимися прав собственников помещений.
  • Между тем разрешение вопросов о том, является ли собственник помещения членом ТСЖ, обоснованно ли ему отказано в предоставлении запрашиваемой информации, требует установления и исследования фактических обстоятельств, что относится к компетенции судов общей юрисдикции и в полномочия Конституционного Суда РФ не входит.

Определение Конституционного Суда РФ от 29 января 2019 г. № 158‑О

Собственник жилого помещения в МКД оспаривал конституционность ряда норм Жилищного кодекса РФ:
- части 5 статьи 46, согласно которой решение общего собрания собственников помещений в МКД, принятое в установленном порядке по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в МКД, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании;
- части 4 статьи 146, в соответствии с которой решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросам, отнесенным данным Кодексом к компетенции общего собрания в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 2 статьи 145 данного Кодекса, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества; решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей;
- пункта 1 части 2 статьи 154, определяющего, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД.

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения допускают предъявление собственникам помещений в МКД товариществом собственников недвижимости счетов для оплаты не оказываемых дополнительных услуг и многократное, несоразмерное, по сравнению с утвержденными государственным органом, завышение тарифов в нарушение условий заключенного отдельными собственниками помещений с товариществом договора об оказании услуг, положений Жилищного кодекса РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей».

Позиция Конституционного Суда РФ:
Оспариваемые законоположения, регулирующие имущественные отношения собственников помещений в МКД, рассматриваемые в системной взаимосвязи с нормами пунктов 2 и 3 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса РФ, как призванные обеспечить баланс прав и законных интересов всех участников общей собственности на общее имущество здания, в том числе при управлении МКД товариществом собственников недвижимости (жилья), не препятствующие формированию общей воли сособственников о видах и размере расходов, необходимых для надлежащего содержания и эксплуатации общего имущества, и не предполагающие взимание с собственников помещений в МКД платы за неоказываемые услуги (невыполняемые работы) по управлению общим имуществом МКД, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им в жалобе аспекте.

Новости ЖКХ: