Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Правление ТСЖ сменило УО без решения общего собрания членов товарищества

Один из собственников МКД и суд первой инстанции решили, что так нельзя. Апелляционный и кассационный суды с ними не согласились.

В г. Воронеже члены правления одного из ТСЖ провели заседание, на котором решили сменить управляющую организацию. Во исполнение этого решения в мае 2021 г. ТСЖ заключило с ООО «УК Успех» договор управления многоквартирным домом.
Изменения в реестр лицензий ГЖИ Воронежской области внесла 1 августа 2021 г. В квитанциях о плате за жилое (нежилое) помещение исполнителем предоставленных коммунальных услуг за сентябрь 2021 г. была указана новая УО.

Однако один из собственников МКД с такими изменениями не согласился и обратился в суд. В исковом заявлении просил признать недействительным протокол заседания правления ТСЖ. В обоснование свой позиции привел следующие аргументы:

  • принятие решения о выборе новой УО относится к исключительной компетенции общего собрания членов ТСЖ (п. 13.11.9 Устава ТСЖ);
  • правление ТСЖ вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, кроме вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников МКД и компетенции общего собрания членов ТСЖ (ч. 1 ст. 147 Жилищного кодекса РФ).

То есть, члены правления приняли решение, противоречащее Уставу ТСЖ и действующему законодательству.

Суд первой инстанции согласился с доводами собственника и удовлетворил его иск. При этом исходил из того, что в рассматриваемом случае был изменен способ управления МКД — вместо ТСЖ домом стало управлять ООО «УК Успех». Однако общее собрание членов ТСЖ соответствующего решения не принимало.

Апелляционный суд отменил вынесенное решение и отказал в удовлетворении иска.
Вопреки выводам нижестоящего суда, форма управления МКД осталась прежней – ТСЖ. Фактически правление приняло решение об оказании услуги другой организацией, что находится в пределах компетенции правления ТСЖ. Проведение общего собрания членов ТСЖ в этом случае не требовалось.

Первый кассационный суд общей юрисдикции (определение по делу № 88 – 22368/2022) оставил решение апелляционного суда без изменений. 
Осуществление управления МКД либо заключение договоров на управление им является обязанностью правления ТСЖ. Соответствующее положение содержит п. 4 ст. 148 ЖК РФ, а также Устав ТСЖ. Заключение договора управления между ТСЖ и УО не влечет за собой смену способа управления домом. Внесение изменений в реестр лицензий субъекта РФ об управлении домом со стороны УО не прекращает полномочий ТСЖ, заключившего договор управления.

Также в определении от 25 июня 2019 года № 1626‑О Конституционный Суд РФ указал: «пункт 4 статьи 148 и часть 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, допускающие заключение правлением товарищества собственников жилья договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, не предполагают получение правлением товарищества собственников жилья решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом, поскольку заключение такого договора не прекращает управление многоквартирным домом товариществом собственников жилья, сохраняя за товариществом собственников жилья полномочия по управлению многоквартирным домом, в частности по контролю за оказываемыми и выполняемыми управляющей организацией услугами и работами, обеспечивающими надлежащее содержание общего имущества, и оказываемыми коммунальными услугами».

Больше материалов про договор управления между ТСЖ и УК

Александра Павлова: