Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

Судебная практика Северо-Кавказского округа по вопросам ЖКХ и охраны окружающей среды

Приводим наиболее интересные дела споры, рассмотренные Арбитражным судом Северо-Кавказского округа по вопросам ЖКХ и охраны окружающей среды. Информация подготовлена на основе Обзора судебной практики самого суда.

Организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе предъявить НДС к оплате абоненту, обязанному компенсировать расходы, которые связаны с негативным воздействием на работу централизованной системы водоотведения.

Водоканал обратился в арбитражный суд с иском к предпринимателю о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций за май – июль 2018 года.

Решением иск удовлетворен. Суд исходил из того, что предприниматель произвел сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ.

Постановлением апелляционного суда решение отменено в части, уменьшена взысканная с предпринимателя в пользу водоканала плата. Апелляционный суд исключил из взыскиваемого долга налог на добавленную стоимость.

В кассационной жалобе водоканал указывал, что апелляционный суд неправильно применил нормы материального права, поскольку в рамках рассматриваемого дела взыскивается плата за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, а не за негативное воздействие на работу центральной канализации. Повышенная плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ является платой за услуги, поэтому подлежит включению в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость.

Удовлетворяя кассационную жалобу, суд округа указал следующее.

Разделом VII Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, установлен порядок определения размера и порядок компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Указанная компенсация является составной частью платы по договору водоотведения, право на получение которой связано с оказанием услуг по водоотведению – приему и обезвреживанию веществ, негативно воздействующих на централизованную систему водоотведения.

В связи с этим такая компенсация должна квалифицироваться как возникающая из оказания услуг по водоотведению (определение Верховного Суда РФ от 08.06.2020 № 308-ЭС19 – 27992).

При таких обстоятельствах является верным вывод суда первой инстанции о том, что водоканал при реализации услуг, порядок определения размера платы за которые установлен без учета НДС, обязан предъявить к оплате абоненту, осуществляющему компенсацию расходов, связанных с негативным воздействием на работу централизованной системы водоотведения, соответствующую сумму НДС, исчисленную исходя из указанной налоговой базы и ставки НДС (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.06.2020 по делу № А53 – 25191/2019).

Заключение договора на утилизацию отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) не освобождает собственника отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду.

Фонд обратился в арбитражный суд с иском к управлению о взыскании переплаты за негативное воздействие на окружающую среду и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Решением суда, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, исковое заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе управление указывало, что обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие не может быть прекращена только в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению отходов и автоматически возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, в отсутствие соответствующих согласованных контрагентом условий в договорах и без передачи природопользователем специализированной организации денежных средств для цели внесения этих платежей.

Удовлетворяя кассационную жалобу, суд округа указал следующее.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2012 № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды» плата взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

В силу пункта 1 статьи 16.1 Закона № 7‑ФЗ данную плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением ТКО, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Законом № 7‑ФЗ и названным Законом.

В пунктах 4 и 5 статьи 23 Закона № 89-ФЗ воспроизведены положения абзаца 2 пункта 1 статьи 16.1 Закона № 7‑ФЗ о плательщиках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.

Истцом в материалы дела представлен государственный контракт, заключенный с третьим лицом, в соответствии с которым последнее приняло на себя обязательства по выполнению работ по утилизации списанных фондом технических средств. Указанная организация осуществляет специализированный вид деятельности в области обращения и размещения твердых коммунальных отходов и имеет соответствующую лицензию.

При разрешении спора суды не учли, что само по себе наличие договора с юридическим лицом на утилизацию отходов (за исключением ТКО) не означает переложение обязанности оплаты негативного воздействия на окружающую среду с собственника отходов на данное лицо. Как правильно указало управление, такая обязанность должна быть возложена в договорном порядке. Суды не исследовали условия договора на утилизацию и не установили согласования в нем сторонами подобной обязанности (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.06.2019 по делу № А01 – 1009/2018).

Юридическое лицо, образующее твердые коммунальные отходы после 01.01.2016, обязано платить за негативное воздействие на окружающую природную среду, если в его зоне деятельности региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами не приступил к работе.

Управление обратилось в арбитражный суд с иском к обществу о взыскании задолженности за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 – 2017 годы.

Решением суда, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда, иск удовлетворен частично.

В кассационной жалобе общество указывало, что суды неправильно применили нормы законодательства об отходах производства и потребления и об охране окружающей среды, поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с операторов по обращению с ТКО – юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих специализированную деятельность. Общество не относится к подобной категории лиц, соответственно, не обязано вносить плату за размещение ТКО.

Отклоняя кассационную жалобу, суд округа указал следующее.

Согласно статье 1 Закона № 7‑ФЗ негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативными изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 данного Закона в редакции, действовавшей до 01.01.2016, к видам негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата, относится размещение отходов производства и потребления.

Статьей 16.1 Закона № 7‑ФЗ и пунктом 5 статьи 23 Закона № 89-ФЗ установлено, что плательщиками за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов (ТКО) являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.

При этом эти положения законодательства вступили в действие с 01.01.2016 согласно пункту 4 статьи 24 Федерального закона от 29.12.2014

№ 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2015) и пункту 3 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2014

№ 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ» (в ред. от 03.07.2016).

По смыслу приведенных норм права изменение лица, обязанного вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в связи с размещением отходов производства и потребления, не свидетельствует о том, что деятельность ответчика перестала признаваться оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, изменился лишь порядок взимания соответствующей платы. Если раньше ответчик осуществлял таковую напрямую, то с учетом изменения законодательства ответчик производит оплату тарифа, утвержденного региональному оператору, а региональный оператор производит плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Соответственно, до начала применения новой правовой модели взаимодействия хозяйствующих субъектов в сфере обращения с ТКО нет оснований полагать обязанность ответчика по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду прекращенной. Прекращение такой обязанности не может произойти ранее, чем региональный оператор в соответствующей зоне деятельности приступит к исполнению возложенных на него функций (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.12.2021 по делу № А53 – 41840/2020).

Новости ЖКХ: