Вопрос довольно спорный. В одних случаях суды встают на сторону управляющих организаций и считают, что именно региональный оператор должен вывозить ветки как ТКО, по утвержденному единому тарифу. В других — суды возлагают такую обязанность на УО. Ниже — свежий пример из судебной практики, где не повезло именно УО.
Государственная жилищная инспекция Мурманской области провела проверку и по нескольким адресам МКД обнаружила, что на контейнерных площадках и за их пределами складированы отходы, образовавшиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки). ГЖИ вынесла УО предписание, которым обязала организовать мероприятия по вывозу этих отходов.
Управляющая организация обратилась в суд, чтобы признать предписание ГЖИ незаконным. Сослалась на то, что растительные отходы должен вывозить региональный оператор по обращению с ТКО — в рамках договора на оказание услуг, без взимания дополнительной платы.
Региональный оператор с доводами УО не согласился и указал: отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений, не соответствуют определению ТКО. Обращение с ними должно осуществляться по нерегулируемой цене (не за счет единого тарифа на услугу).
Суды трех инстанций отказали управляющей организации в удовлетворении заявленных требований и оставили предписание ГЖИ в силе (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.07.2022 по делу № А42 – 8899/2021).
- Управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общедомового имущества (ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).
- Содержание общего имущества включает в том числе и содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями (пп. «д(2)» п. 11 Правил содержания общего имущества в МКД № 491).
- Пункт 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общедомового имущества, предусматривает работы по организации и содержанию мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер и контейнерных площадок.
- УО обязана обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории (п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170).
В итоге суды пришли к выводу: именно УО обязана организовать вывоз порубочных остатков, которые образуются при уходе за имеющимися на придомовой территории деревьями и кустами.
➜ Больше материалов о вывозе веток, листвы и их отнесении к ТКО