Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

ИП не удалось взыскать с собственника «мифическую» задолженность за обслуживание домофона

Обслуживание домофона в спорный период тоже оказалось «мифическим» (определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 8 апреля 2022 года № 88 – 7864/2022). 

С 2009 года индивидуальный предприниматель оказывал собственникам одного из МКД Нижегородской области услуги по техобслуживанию домофона и выставлял квитанции на их оплату. 

В 2017 году собственники выбрали новую управляющую компанию, включили домофон в состав общедомового имущества и поручили его обслуживание выбранной УК.

С апреля 2017 года УК обслуживала домофон и выставляла квитанции на оплату своих услуг. В мае того же года УК сообщила ИП о произошедших изменениях и указала ему на необходимость прекратить начисление платы за услуги по обслуживанию домофона. Также УК направила ИП протокол общего собрания, подтверждающий волеизъявление собственников.

Однако ИП посчитал, что все происходящее неправомерно:

  • собственники не уведомляли ИП об отказе от исполнения договора;
  • согласно протоколу, собственники не принимали решение о неначислении платы за услуги ИП;
  • включение домофонного оборудования в состав общедомового имущества не является основанием для расторжения договора.

С учетом этого ИП «продолжил работу» и, соответственно, начисление платы за свои услуги.

В 2020 году собственники МКД наконец-то провели общее собрание, на котором решили расторгнуть договор с ИП, чтобы прекратить выставление им счетов на оплату.

ИП не растерялся и обратился в суд с иском к одному из собственников МКД (далее — ответчик), у которого «вдруг» образовалась задолженность по оплате услуг ИП за период с 01.10.2017 по 31.05.2020. То есть, за тот период, когда техобслуживанием домофона уже занималась УК.

В исковом заявлении ИП просил взыскать с ответчика образовавшуюся задолженность — 1 099 рублей, почтовые расходы — 236 рублей, расходы по оплате госпошлины — 400 рублей, а также проценты за пользование чужими денежными средствами. 

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований. При этом исходил из того, что управление МКД может осуществлять только одна управляющая организация (ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса РФ). В связи с этим ЖК РФ не предусмотрена возможность одновременного внесения платы за содержание жилого помещения разным лицам.

Хотя ИП не осуществлял управление домом и оказываемая им услуга не является коммунальной, в спорный период он и не был обязан обслуживать домофон. После того как собственники заключили договор с УК, договор между ИП и собственниками прекратил свое действие в связи с невозможностью исполнения (п. 1 ст. 416 Гражданского кодекса РФ).
УК приняла оборудования к обслуживанию, и ИП фактически утратил реальную возможность исполнения обязательств по договору, поскольку его доступ к системе домофона был ограничен.

«Суд первой инстанции указал на непредставление доказательств, свидетельствующих об исполнении поступивших в адрес истца [ИП] заявок по ремонту домофонной системы и по техническому обслуживанию доводчика».

То есть, ни о какой задолженности собственника за период, когда ИП уже не должен был и фактически не осуществлял техобслуживание домофона, речь не идет.

Апелляционный и кассационный суды оставили вынесенное решение без изменений, а жалобу ИП — без удовлетворения.

Больше материалов про обслуживание домофона

Александра Павлова: