Может ли УО уступить право (требование) по взысканию долгов за ЖКУ
По общему правилу — не может. Исключения из этого правила есть, но рассмотренных случаев они не касаются. Привели три примера, когда новым кредиторам не удалось взыскать с жильцов задолженность по оплате ЖКУ. Причина: уступка права (требования) совершена с нарушением действующего законодательства. Опубликовано 15.06.2023. Обновлено 17.05.2024. Пример из Челябинской области Житель Челябинской области задолжал за коммунальные…
Должна ли РСО принимать заявки о некачественных услугах
Тот, кто знаком с процедурой актирования некачественных услуг, знает, что к составлению акта привлекается исполнитель коммунальной услуги, которым может быть не только УО (ТСЖ), но и ресурсоснабжающая организация (при прямых договорах), и которому потребитель подает заявку. АО «Уренгойтеплогенерация-1» об этом не знало. Такую непросвещённость постарался исправить Департамент государственного жилищного надзора ЯНАО с помощью предписания.…
ФКР не перечислил деньги на спецсчет и теперь должен еще проценты за пользование чужими денежными средствами
В Санкт-Петербурге собственники МКД провели общее собрание, на котором решили, что будут формировать фонд капитального ремонта не на счете регионального оператора, а на спецсчете. Утвердили размер взносов, выбрали УО владельцем спецсчета и определили банк для его открытия. О своих решениях сообщили в ФКР и жилищную инспекцию. Однако ФКР, вопреки воле собственников, не перечислил средства фонда…

ТСЖ не удалось взыскать плату за размещение рекламы на общедомовом имуществе

Собственники могут сдать в аренду общедомовое имущество, а могут через суд взыскать соответствующую плату, если кто-то использует такое имущество без их согласия. Касается это и размещения рекламы на фасадах МКД. Вот только не каждая вывеска является рекламой, и с учетом этого суды не всегда выносят решения в пользу собственников. Потерпело фиаско и одно из ТСЖ г. Череповца (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 февраля 2022 г. по делу № А32 – 26932/2021).

Во встроенно-пристроенном помещении, являющемся частью МКД, предприниматель открыл магазин. При этом на козырьке, прикрепленном к кровле и стене занимаемого помещения (в выступающей части МКД), установил вывеску в виде плаката — «Магазин Черный кот. Бытовая химия. Хозтовары. Посуда. Продукты. Игрушки».

ТСЖ посчитало, что такая вывеска является рекламной конструкцией, которую предприниматель (далее — ответчик) установил на общедомовом имуществе без согласия других собственников. ТСЖ направило ответчику претензию с требованием заключить договор о размещении рекламной конструкции на фасаде дома. Так как ответа не последовало, ТСЖ обратилось в суд.

В исковом заявлении просило:

  • взыскать с ответчика 15 800 рублей неосновательного обогащения за период размещения вывески на общедомовом имуществе;
  • обязать ответчика демонтировать вывеску (рекламную конструкцию) с кровли встроенно-пристроенного помещения МКД.

Взыскиваемая сумма была рассчитана на основании ставок за размещение рекламных конструкций, утвержденных правлением ТСЖ, и площади спорной конструкции.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска. Спорная вывеска является не рекламной, а информационной. Она раскрывает потребителю обязательную информацию, предусмотренную ст. 9, 10 Закона о защите прав потребителей № 2300 – 1. Следовательно, согласие других собственников на ее размещение и заключение договора с ТСЖ не требовалось.

«Спорная конструкция является вывеской, посредством которой до граждан доведена информация о коммерческом обозначении торгового объекта. Вывеска служит целям идентификации магазина, обозначения его нахождения в здании МКД, указания на тип предприятия торговли и профиль деятельности».

Также суд указал, что торговая часть помещений ответчика является самостоятельным объектом. У него своя крыша, а у обособленного МКД — своя. Крыша магазина защищает от климатических факторов и воздействий только торговые помещения, а не весь МКД. То есть, размещение на ней вывески не затрагивает права собственников, интересы которых представляет ТСЖ.

ТСЖ с решением суда не согласилось и подало апелляционную жалобу. В ней указывало:

  • магазин является встроенно-пристроенным, часть помещения располагается на первом и цокольном этажах МКД, имеет общие с ним коммуникации;
  • ответчик платит за содержание общедомового имущества, а ТСЖ обслуживает кровлю встроенно-пристроенного помещения, при необходимости ремонтирует ее, устраняет причины протечек;
  • козырек над витриной магазина является конструктивным элементом МКД (ограждающая конструкция);
  • с учетом положений п. 7.46 Правил благоустройства территории Череповца от 31.10.2017, спорная конструкция не может быть признана вывеской, а должна быть отнесена к рекламным конструкциям.

Апелляционный суд отменил вынесенное ранее решение и удовлетворил исковые требования ТСЖ. 

На спорной конструкции нет сведений о режиме работы и организационной форме ответчика, она имеет значительный размер и размещена за пределами занимаемого помещения. Следовательно, ее нельзя расценивать как вывеску. Ответчик должен был согласовать размещение плаката на крыше встроенно-пристроенного помещения с другими собственниками МКД.

Предприниматель подал кассационную жалобу, в которой сослался на то, что спорная вывеска размещена на козырьке магазина во исполнение Закона о защите прав потребителей.

Кассационный суд отменил решение нижестоящего суда и оставил в силе решение суда первой инстанции.

Не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте оказания услуг (например, о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой (п. 1 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 8 октября 2012 г. № 58).

Суд сделал вывод, что «вывеска соответствует требования ст. 9 Закона о защите прав потребителей, поскольку содержит информацию о фактическом местонахождении магазина, его ассортименте. Обозначает место входа и не содержит признаки рекламной конструкции, предусмотренные Законом о рекламе».

➜ Еще пример из практики — «Какие вывески требуют согласия собственников на размещение?»

Александра Павлова:
Related Post