В Санкт-Петербурге собственники МКД провели общее собрание, на котором решили, что будут формировать фонд капитального ремонта не на счете регионального оператора, а на спецсчете. Утвердили размер взносов, выбрали УО владельцем спецсчета и определили банк для его открытия. О своих решениях сообщили в ФКР и жилищную инспекцию. Однако ФКР, вопреки воле собственников, не перечислил средства фонда капремонта на спецсчет. Тогда УО обратилась в суд.
В исковом заявлении просила:
— взыскать с регионального оператора неосновательное обогащение — 2 885 537 рублей (основная задолженность + уплаченная неустойка), 394 488 рублей — проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 16.11.2021 по 11.04.2023 с последующим их начислением по день фактического исполнения основного обязательства;
— обязать ФКР прекратить формирование фонда капремонта на счете регионального оператора и перечислить накопленные собственниками средства на спецсчет.
ФКР с требованиями не согласился:
— формулировка вопроса в протоколе не соответствует принятому решению (на повестке стоял вопрос об изменении способа формирования фонда капремонта, а решение принято о выборе такого способа);
— спорная сумма в адрес ФКР не перечислялась, поэтому факт его обогащения за счет УО отсутствует;
— денежные средства фонда имеют целевой характер и особый правовой режим, в связи с чем начисление процентов по ст. 395 Гражданского кодекса РФ необоснованно.
Также ФКР указывал на необходимость применить постановление Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» (утратило силу).
Согласно пп. 2 ч. 3 ст. 9.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ, на срок действия моратория не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Суды первой и апелляционной инстанций обязали ФКР перечислить на спецсчет заявленные УО суммы, в удовлетворении остальных требований отказали.
Арбитражный суд Северо-Западного округа изменил вынесенные решения только в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами: применил постановление № 497 и уменьшил соответствующую сумму до 232 740 рублей (постановление по делу № А56 – 1900/2023).
Принятые собственниками решения оформлены протоколом, который соответствует требованиям ч. 4 ст. 170 Жилищного кодекса РФ. Решение ОСС о формировании фонда капремонта на спецсчете недействительным не признано и вступило в законную силу согласно ч. 5 ст. 173 ЖК РФ.
Требования ч. 1 ст. 172 ЖК РФ управляющей компанией соблюдены. Банк подтвердил открытие спецсчета, в жилищную инспекцию направлено уведомление о выбранном способе формирования фонда капремонта.
Что касается доводов ФКР:
— Воля собственников была направлена именно на изменение способа формирования фонда капремонта. Спора между собственниками по поводу перехода на спецсчет, а также иного решения ОСС о формировании фонда на счете регионального оператора нет.
— Начисление на сумму неосновательного обогащения процентов за пользование чужими денежными средствами предусмотрено ч. 2 ст. 1107 Гражданского кодекса РФ с отсылкой к ст. 395 того же кодекса.
— Согласно п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7, «проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательств (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации)».
Суды трех инстанций отказали в обязании ФКР прекратить формирование фонда капремонта на счете регионального оператора, так как УО не доказала, что взносы жильцов продолжают поступать на этот счет.
➜ Если Фонд капремонта отказывает в перечислении денег на спецсчет
➜ Больше материалов про изменение способа формирования фонда капремонта