Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

Для ТСЖ и УО: осторожно, абонентский договор – услуги не оказаны, а оплатить обязан

Договор договору — рознь. Если при заключении договора не вникать в его условия, можно оказаться в ситуации, когда услуги не оказаны, но обязанность оплатить возникла вполне законно. Так случилось с Жилищно-строительным кооперативом № 515 из Санкт-Петербурга. ЖСК заключил абонентский договор и в результате стал ответчиком по делу, которое рассмотрел Арбитражный суд Северо-Западного округа (дело № А56 – 76731/2020).

ЖСК и ООО «Комплекс Консалт» заключили договор об оказании юридических услуг в виде абонентского обслуживания.
Договор предусматривал фиксированную оплату услуг за месяц — 15 000 рублей и предоплату за месяц.
Общество оказало ЖСК услуги. Чтобы подтвердить выполнение обязательств, общество в одностороннем порядке подписало акты сдачи-приёмки услуг на общую сумму 120 000 рублей.
После выставления счёта ЖСК услуги не оплатил, поэтому общество обратилось в суд.

Суд первой инстанции признал иск необоснованным и в его удовлетворении отказал:

  • договор не является абонентским;
  • факт оказания услуг не доказан.

Апелляционная инстанция с решением согласилась.

Истец подал кассационную жалобу, в которой указал, что договор — абонентский. Поэтому ЖСК обязан вносить ежемесячную плату вне зависимости от объёма оказанных услуг и выставления ему счетов на оплату. ЖСК немотивированно отказался от подписания актов, в связи с чем услуги считаются оказанными и подлежат оплате.

Кассационная инстанция сослалась на нормы Гражданского кодекса об обязательствах:

  • обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309);
  • односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310).

При вынесении решения суды первой и апелляционной инстанций не учли, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (п. 1 ст. 424 ГК РФ).
Абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором (пункт 2 статьи 429.4 ГК РФ).

Суд подчеркнул, что наличие или отсутствие у заказчика действительной необходимости в получении услуг по договору правового значения не имеет. Условие об абонентской плате предполагает, что объём оказанных услуг может быть большим или меньшим в различные периоды действия договора, однако размер платы при этом остаётся постоянным.

Договор является абонентским, с фиксированной оплатой. Оплата не зависит от перечня и количества оказанных услуг. Поэтому суды необоснованно отказали в удовлетворении иска в части взыскания задолженности.

Кассационный суд взыскал с ЖСК 120 000 рублей долга. В остальной части отправил дело на новое рассмотрение, поскольку суды не исследовали обстоятельства, связанные со взысканием процентов.

Татьяна Сбеглова: