Самовольное остекление балкона — демонтировать или оставить (подборка судебной практики)
Суды нередко обязывают жильцов МКД демонтировать балконное остекление. Причин для этого несколько: изменение архитектурного облика здания, увеличение нагрузки на несущие конструкции, отсутствие разрешительной документации и согласия других собственников МКД на использование общедомового имущества, потенциальный риск для жизни и здоровья других лиц. Однако иногда отстоять непроектное балконное остекление всё же удается. Подобрали на эту тему несколько…
Можно ли сэкономить на капремонте при спецсчёте, если во время ремонта сменить владельца этого счёта
В Приморском крае собственники весной 2022 года решили провести капремонт за счет денег, собранных на спецсчёте, владельцем которого была УО - ООО «Олимп». Однако через полгода те же собственники приняли другое решение - о досрочной смене управляющей организации на ООО УК «Сити-Сервис», которая и стала новым владельцем спецсчёта. Таким образом, старая УО осталась должна подрядчикам…
УК через суд добивалась получения ключей от электрощитка в подъезде МКД
В Краснодарском крае жильцы двух квартир (ответчики) самовольно закрыли этажный электрощиток, размещенный в межквартирном коридоре МКД. Навесили на его дверцы замки и тем самым ограничили доступ УК к электросчетчикам в том числе для визуального осмотра, проверок правильности подключения и работы. О наличии таких препятствий УК составила акты и попыталась решить проблему с инициативными жильцами. Безуспешно.…

Компенсация морального вреда за отказ УК в предоставлении информации

Право собственников на получение информации от управляющей организации предусмотрено как Жилищным кодексом РФ (например, ч. 2 ст. 165 ЖК РФ), так и подзаконными нормативно-правовыми актами (например, Правилами осуществления деятельности по управлению МКД № 416). В идеальном варианте собственник запрашивает интересующую информацию у своей УК и получает исчерпывающий ответ. Но так бывает не всегда. И не всегда вина за это лежит на УК. Иногда проблема кроется в содержании направленного собственником запроса. 

Для понимания вопроса — два наглядных примера из судебной практики.

✔ Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19 мая 2021 г. № 88 – 8422/2021

Мужчина обратился в свою УК с заявлением о предоставлении информации, связанной с работами по текущему ремонту МКД и расчетом платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
УК (далее — ответчик) дала ответ на запрос, но собственника он не устроил. Мужчина посчитал, что в ответе недостаточно конкретики, и обратился в суд.
В исковом заявлении он просил:
• обязать ответчика компенсировать моральный вред за непредоставление запрошенной информации;
• взыскать с ответчика штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу истца.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали истцу в удовлетворении требований.
«ответ управляющей компании является исчерпывающим по всем поставленным истцом вопросам, нарушений прав собственника помещений МКД не допущено».

Кассационный суд изучил материалы дела и установил:
• ответ управляющей компании содержит подробную информацию о перечне работ и услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту, а также о порядке расчета платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды;
• в ответе истцу УК разъяснила общие нормы действующего законодательства, на основании которых производятся расчеты, с указанием применяемых в расчете площадей и нормативов;
• УК сообщила истцу, что сведения о фактически выполненных работах и услугах с указанием объема и стоимости работ содержатся в отчете о выполнении условий договора управления общим имуществом МКД. Ежегодно УК размещает отчет на своем официальном сайте для доступа неопределенного круга лиц;
• истец сформулировал обращение в УК в общем виде. В нем не было требований о несогласии с какими-либо конкретными действиями УК, либо с расчетом коммунальных услуг. В связи с этим управляющая компания также дала ответ в общем виде.

Кассационный суд отказал истцу в удовлетворении жалобы и оставил решения нижестоящих судов без изменений.

✔ Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 12 апреля 2021 г. № 88 – 4258/2021

Управляющая компания отказала собственнику в предоставлении информации и документов, касающихся ее деятельности по обслуживанию МКД. Мужчина не согласился с отказом и обратился в суд.
В исковом заявлении просил:
• обязать ответчика предоставить запрашиваемую информацию;
• взыскать с УК компенсацию морального вреда.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования частично:
• обязал УК предоставить истцу определенный перечень запрашиваемой информации;
• обязал УК выплатить истцу судебную неустойку в размере 500 рублей за каждый день просрочки исполнения судебного решения со дня вступления его в законную силу и до момента фактического исполнения;
• отказал в удовлетворении требований о компенсации морального вреда.
Суд возложил на ответчика обязанность по предоставлению конкретной информации и документов, так как он не представил доказательств того, что направлял истцу запрошенную информацию в полном объеме.

Апелляционный суд частично отменил ранее вынесенное решение, обязав УК выплатить истцу компенсацию морального вреда — 1 000 рублей и штраф — 500 рублей.
Апелляционный суд удовлетворил требование о компенсации морального вреда, так как суд первой инстанции установил, что УК нарушила права истца как потребителя. 

Кассационный суд согласился с выводами апелляционного суда и оставил вынесенное им определение без изменений.

Когда отказ в предоставлении информации будет законным, мы обобщили в отдельном материале:

Александра Павлова:
Related Post