Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Судебная практика ЖКХ Свердловской области

Областные суды размещают на своём сайте обзоры наиболее интересных дел, чтобы нижестоящие инстанции видели свои ошибки, а местные жители могли оценить перспективы споров. Свердловский областной суд тоже опубликовал свои «Бюллетени судебной практики», из которых мы подобрали случаи, связанные с жилищным законодательством.

Позиция суда: в случае отсутствия решения членов ТСЖ о внесении потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию собственники должны вносить плату за коммунальные услуги лицу, управляющему домом.

Потребитель обратился в суд с иском к ТСЖ о признании действий незаконными, возложении обязанности возобновить подачу электрической энергии, произвести перерасчет, о взыскании компенсации морального вреда. В заявлении истец указал, что товарищество незаконно отключило электроэнергию в квартире, потребитель оплатил задолженность за свет непосредственно в ресурсоснабжающую организацию.

Суд первой инстанции частично удовлетворил иск.

Свердловский областной суд не согласился с нижестоящим судом, указав следующее (Апелляционное определение от 30 июля 2019 года по делу № 33 – 12477/2019):
- возлагая на ТСЖ обязанность произвести перерасчет платы за электроэнергию, суд первой инстанции не учел положения ст. ст. 155, 157 Жилищного кодекса РФ, а также положения раздела VI Правил предоставления коммунальных услуг № 354;
- плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Исполнителем коммунальной услуги по предоставлению электроснабжения в правоотношениях сторон является ТСЖ, а не ресурсоснабжающая организация;
- возможность внесения потребителем платы за коммунальную услугу непосредственно в ресурсоснабжающую организацию предусмотрена п. 64 Правил предоставления коммунальных услуг в том случае, когда имеется решение членов ТСЖ о переходе на такой способ расчетов. Доказательств наличия такого решения в материалы дела не представлено, соответственно, истец обязан вносить плату за коммунальные услуги ответчику;
- исполнение истцом обязательств ответчика перед ресурсоснабжающей организацией по оплате электричества не свидетельствует о том, что такими действиями истец погасил задолженность перед ТСЖ;
- таким образом, требование истца о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию удовлетворению не подлежало.

Позиция суда: если дом вводился в эксплуатацию тремя частями в разное время, то при начислении взносов на капремонт датой ввода всего МКД в эксплуатацию следует считать дату ввода в эксплуатацию первой части.

Собственник обратился в суд с иском к Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в МКД Свердловской области, управляющей компании о признании действий по начислению платежей незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет. В заявлении истец указал, что дом введен в эксплуатацию в июне 2014 года, включен в Региональную программу капремонта. В связи с тем, что собственники помещений этого дома освобождены от уплаты взносов на капремонт на 36 месяцев, обязанность по уплате таких взносов возникает с сентября 2018 года. Заявитель полагал, что начисление взносов на капремонт с ноября 2014 года является незаконным.

Свердловский областной суд указал (Апелляционное определение от 14 июля 2020 года по делу № 33 – 9082/2020):
- обязанность по уплате взносов на капремонт в доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капремонта и включенном в региональную программу капремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта РФ, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения этого МКД в региональную программу капремонта;
- дом истца включен в Региональную программу капремонта Постановлением Правительства Свердловской области от 19 августа 2015 года № 756-ПП, в первоначальной редакции Региональной программы капремонта этого дома нет;
- согласно региональному закону о капремонте обязанность по уплате взносов на капремонт возникает у собственников по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована региональная программа капремонта, в которую включен этот МКД;
- таким образом, у истца обязанность по уплате взносов на капремонт в отношении нежилого помещения возникла с марта 2016 года, то есть по истечении шести календарных месяцев, начиная с сентября 2015 года – с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована актуализированная программа капремонта.

Суд отметил, что согласно региональному законодательству для возникновения у истца обязанности по уплате взносов на капремонт по истечении 36 календарных месяцев необходимо наличие двух условий:
1) МКД должен быть введен в эксплуатацию после утверждения региональной программы капремонта, то есть после 22 апреля 2014 года;
2) МКД должен быть включен в региональную программу капремонта при ее актуализации.
Однако из обстоятельств этого дела следует, что в отношении этого МКД соблюдено только второе условие.
Вместе с тем судом установлено и подтверждается материалами дела, что управляющая компания стала начислять истцу взносы с ноября 2014 года, чем нарушила права истца. Действия управляющей компании в части начисления взносов на капремонт за период с ноября 2014 года по 29 февраля 2016 года являются незаконными.

Позиция суда: разрешая спор, суд первой инстанции не учел, что на управляющую организацию возложена обязанность по защите прав и законных интересов собственников МКД, которая реализуется в том числе путем предъявления исковых требований к лицам, самовольно переустроившим и (или) перепланировавшим жилое помещение.

Управляющая компания обратилась в суд с иском к жильцам о возложении обязанности устранить переустройство в жилом помещении. При проверке использования общего имущества УК обнаружила, что ответчики в квартире и в чердачном помещении произвели переустройство без необходимых документов.

Первая инстанция отказала в иске. Свердловский областной суд отменил решение суда первой инстанции, указав следующее (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 22 декабря 2020 года по делу № 33 – 17427/2020):
- разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что управляющая компания является ненадлежащим истцом по делу, поскольку в силу положений ст. ст. 14, 25, 26, 29 Жилищного кодекса РФ не является лицом, уполномоченным от своего имени предъявлять требования, направленные на устранение последствий незаконного переустройства и (или) перепланировки. В таком случае истец не доказал нарушение ответчиками его субъективных прав, подлежащих защите избранным способом. Кроме того, надлежащие доказательства нарушения прав собственников и наделения этими собственниками управляющей компании полномочиями на представление их интересов отсутствовали. Такие выводы суда сделаны с нарушением норм материального права;
- в силу своего правового статуса истец, как управляющая организация, несет ответственность перед собственниками помещений за безопасность жизни и здоровья граждан, сохранение и использование общего имущества. Следовательно, на этой организации лежит также обязанность по защите прав и интересов собственников МКД, в том числе путем предъявления исков к лицам, самовольно переустроившим и (или) перепланировавшим жилое помещение, в порядке, предусмотренном ст. ст. 304 и 305 Гражданского кодекса РФ (аналогичная позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2011 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 14 марта 2012 года);
- все собственники вправе на равных основаниях пользоваться общим имуществом МКД. Вместе с тем в соответствии со ст. 247 Гражданского кодекса РФ ответчики, которые единолично пользуются частью чердачного помещения МКД в целях размещения водонагревателя, в любом случае должны были получить согласие на это остальных сособственников, чего сделано не было;
- определяя лицо, на которое должна быть возложена обязанность по устранению переустройства, суд апелляционной инстанции указал, что в силу ч. 3 ст. 29 Жилищного кодекса РФ собственник помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, установленном органом, осуществляющим согласование.

Новости ЖКХ: