Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Может ли прокуратура требовать от УК работы с должниками

Суды поддержали претензии прокурора к работе управляющей организации с дебиторской задолженностью. При этом они напомнили, что нельзя требовать привлечения работников к дисциплинарной ответственности.

Управляющая компания из Чувашии ООО «Мой Дом» оспорило в суде представление прокуратуры (дело № А79 – 9478/2020).
Прокурор внес это представление после проверки того, как управляющая организация работает с должниками. У компании были запрошены сведения по размеру дебиторской задолженности и принимаемым в отношении неё мерам. Организация предоставила информацию, в том числе такую:

Размер дебиторской задолженности,
тысяч рублей
Из нее охвачено претензиями и исками,
тысяч рублей
2019 год4797,93120,8
Июнь 2020 года362,9114,8

Прокуратура пришла к выводу, что претензионно-исковая работа идет вяло, и потребовала в представлении:
1. Рассмотреть представление с участием работника прокуратуры района и устранить допущенные нарушения федерального законодательства.
2. Рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц.
3. О принятых мерах с приложением копии приказа о привлечении к ответственности виновного лица и документов, подтверждающих устранение нарушений, проинформировать прокуратуру района в установленный законом месячный срок

Управляющей организации не понравились проверка и представление.
Она посчитала, что прокуратура вышла за пределы предоставленных ей полномочий (как будто она в первый раз получала представление). В заявлении она среди прочего указала, что требование о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц противоречит закону о прокуратуре и Трудового кодекса РФ.

Суд первой инстанции отказал управляющей организации и оставил представление в силе.

Апелляционный суд частично удовлетворил заявление управляющей компании.

1. Сама проверка проведена законно, так как осуществление прокурорского надзора за исполнением законов допускается не только по жалобам, но и в инициативном порядке.
Прокуратура правомерно указала на ненадлежащую претензионно-исковую работу с должниками, так как управление многоквартирным домом включает ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (подпункта «ж» пункта 4 Правил управления МКД № 416).
«У прокуратуры имелись основания для выдачи обществу представления в части пункта 1, который не возлагает на него дополнительные незаконные обязанности, а фактически призвано предотвратить дальнейший рост задолженности общества, влекущий прекращение подачи коммунальных ресурсов в многоквартирные дома, обслуживаемые Обществом, что в конечном итоге направлено на обеспечение соблюдения прав граждан».

2. По мнению суда, использованная формулировка «Рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц» не тождественна формулировке «привлечь к дисциплинарной или материальной ответственности виновных лиц», поэтому требование пункта 2 представления не предполагает того, что единственно возможным результатом его рассмотрения является привлечение лиц к дисциплинарной или материальной ответственности.

3. «В то же время согласно пункту 3 представления Общество обязано проинформировать Прокуратуру о принятых мерах с приложением копии приказа о привлечении к ответственности виновных лиц и документов, подтверждающих устранение нарушений.
В отношении данной части представления суд апелляционной инстанции считает, что она не соответствует нормам Закона о прокуратуре, так и нормам статей 22, 192, 193, 233 Трудового кодекса РФ, поскольку применение к работнику мер дисциплинарной или материальной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке».
Исходя из этого пункт 3 представления был признан незаконным.

Антонина Юдина: