ЖКХРСОТСЖ и ЖСКУКПартнёрские материалы

Собственника нет в ЕГРН. Где взять данные

ДомОнлайн

Органы жилищного надзора и суды требуют от управляющих организаций ведение актуального реестра собственников, даже если данных о них нет в Едином государственном реестре недвижимости.

Если ничего с этим не делать, то шансы получить предписание или даже штраф увеличиваются. Тем более сейчас время проведения годовых собраний, и собственники активнее будут обращаться за реестрами собственников для голосования.

Каким бывает отсутствие сведений в ЕГРН

Данные о собственниках могут отсутствовать полностью или частично.
При полном отсутствии никаких сведений о собственнике в выписке нет.

Пример отображения на сайте сервиса ДомОнлайн:

Важно убедиться, что это помещение не является общедомовым имуществом или просто не «задублировалось».
Часто никаких сведений нет по помещениям, если право собственности возникло до создания Росреестра. Иногда владельцы помещений, получив их в наследство или по акту приема-передачи от застройщика, просто не идут регистрировать свое право собственности.
Еще одна возможная причина отсутствия сведений: помещение давно (или изначально) находится в муниципальной собственности, это указано в соответствующем реестре муниципального имущества, но для регистрации в ЕГРН муниципалитет тоже не стал обращаться в Росреестр.

При частичном отсутствии сведений сумма долей имеющихся собственников не равна единице:

Такое случается, если кто-то из собственников свое право зарегистрировал, а кто-то не успел либо не захотел это сделать.

Что делать?

Специалисты ДомОнлайн (ранее АСУС МКД) давно помогают управляющим организациям и ТСЖ организовать учет собственников и предлагают три способа решения проблемы с отсутствующими в ЕГРН сведениями.

1. Обращение в территориальное БТИ.
Так как этот орган ранее выдавал свидетельства, то у БТИ недостающие сведения могут быть в наличии.
Плата за выдачу сведений различается в регионах: в Калининградской области БТИ у одного из пользователей запросило по 900 рублей за одно помещение, а в другом регионе захотели уже больше 2 000 рублей. В Калининграде управляющая организация смогла убедить выдать БТИ сведения по всем «пустым» выпискам в рамках одного запроса стоимостью 900 рублей, но нет гарантий, что другие БТИ такие же великодушные.

2. Обращение к самим собственникам.
Пользователи отмечают, что этот способ действительно помогает собрать большинство недостающих данных.
Надо направить по всем подобным объектам уведомления, суть которых сводится к тому, чтобы собственник предоставил документ, подтверждающий право собственности, а еще лучше – обратился в Росреестр или МФЦ для регистрации своего права собственности.

Образцы уведомлений размещены на сайте ДомОнлайн, можно скачать по ссылкам:
Уведомление собственника о частичном отсутствии данных по квартире в ЕГРН;
Уведомление собственника о полном отсутствии данных по квартире в ЕГРН.

Первым регионом, где был применен способ массового направления уведомлений, стала Республика Татарстан:
- люди действительно начали предоставлять о себе сведения в форме выданных ранее документов (начала-середины 90‑х годов);
- большое количество собственников начали регистрировать свои права в Росреестре.

3. Обращение в органы местного самоуправления.
Направление такого запроса поможет выяснить, не находится ли квартира в муниципальной собственности. Если находится, то полученными сведениями можно будет дополнить реестр собственников.
Сведения из реестра муниципального имущества являются открытыми, и их может запросить кто угодно. На ответ отводится 10 дней. Это предусмотрено пунктом 8 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (Приказ Минэкономразвития России от 30.08.2011 № 424).

Примерный образец обращения в орган местного самоуправления можно скачать по ссылке с сайта ДомОнлайн.

Важно! В вашем муниципальном образовании может быть принят свой административный регламент по предоставлению выписок из реестра муниципального имущества. В таком случае порядок получения выписки, образец заявления, список документов, прикладываемых к заявлению, надо смотреть именно в этом регламенте.

Зачем это надо?

Одна из задач (кроме восполнения базы данных), которую решают управляющие организации и ТСЖ направлением данных уведомлений, – максимальная защита при наличии претензий со стороны контролирующих и надзорных органов, ресурсоснабжающих организаций или собственников о том, что реестр собственников неполный.

Запомнить порядок действий:
✔ управляющая организация выявляет объекты, где собственников в ЕГРН нет,
✔ затем дополняет его имеющимися у себя данными,
✔ остальное собирает путем обращения в БТИ и (или) направления по таким объектам уведомлений с просьбой предоставить сведения о себе и о документах, подтверждающих право, и с рекомендацией обратиться в МФЦ или Управление Росреестра для регистрации права.
Такие действия можно расценивать как действия добросовестной стороны: таким образом организация может перестраховать себя и доказать в суде, что приняла все возможные меры для ведения актуального реестра собственников, и таким образом избежать ответственности за отсутствие сведений.

Похожие новости
ЖКХФЛ

Разъяснения Росреестра по вопросу регистрации права собственности наследника

ЖКХФЛТСЖ и ЖСКУК

За счёт чего, кроме взносов, пополняется фонд капремонта?

ЖКХФЛ

Как продать квартиру с несовершеннолетним собственником?

ЖКХФЛТСЖ и ЖСКУК

Борьба с сайтами-двойниками Росреестра