Машина на газоне: может ли регион устанавливать ответственность
Житель Волгоградской области попытался признать недействующей статью регионального Кодекса об административной ответственности. Эта статья предусматривала штрафы за проезд и стоянку транспортных средств на озелененных территориях для граждан от тысячи рублей, для организаций – от 30 тысяч рублей.
Истец считал, что оспариваемая норма принята с превышением полномочий субъекта РФ, поскольку общественные отношения, связанные с размещением транспортных средств, урегулированы Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», Правилами дорожного движения РФ, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда № 170, Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений № 153.
По его мнению, установление ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения относится к предмету ведения РФ, а региональные представительные органы не правомочны что-то принимать в этой сфере.
Общественные отношения, связанные с привлечением к административной ответственности за нарушение порядка размещения транспортных средств (остановки и стоянки) урегулированы статьями 12.19 и 12.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и регион не вправе устанавливать дополнительные запреты для остановки и стоянки транспортных средств и ответственность за их нарушение.
Суды отказали в иске (апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 10.03.2021 № 66а-327/2021):
- оспариваемая правовая норма касается правоотношений в области благоустройства, связанных с озеленением территории города, регулирование которых входит в полномочия субъекта РФ и органов местного самоуправления и не затрагивает отношения в сфере безопасности дорожного движения, регулируемые федеральным законодательством;
- субъект РФ вправе установить административную ответственность за нарушение только тех правил и норм, которые предусмотрены нормативными правовыми актами этого региона;
- оспариваемая статья находится в главе «Административные правонарушения в сфере благоустройства»;
- из содержания нормы усматривается, что объектом правонарушения являются озелененные территории населенных пунктов региона, которым в результате размещения на них транспортных средств причиняется вред;
- вопросы, связанные с озеленением находящихся в общем пользовании граждан территорий населенных пунктов региона и сохранностью зеленых насаждений, относятся к компетенции органов местного самоуправления, региональных органов власти и в пределы ведения Российской Федерации не входят.
- поскольку запрет на проезд и стоянку транспортных средств на озелененных территориях установлен местными и региональными нормативными правовыми актами, регион вправе установить административную ответственность за нарушение региональных законов, нормативных правовых актов и муниципальных нормативных правовых актов в сфере благоустройства, предусматривающих запрет на размещение машин на озелененных территориях населенных пунктов.
Все жалобы жителя остались без удовлетворения.