Жительница из Калязина не платила за электроэнергию и накопила внушительную задолженность. В ответ на это энергосбытовая компания отключила в ее доме свет. Женщина посчитала такие действия незаконными и обратилась в прокуратуру.
Прокуратура установила, что АО «АтомЭнергоСбыт» по почте направило потребителю предупреждение. В нем женщину уведомляли, что если она не погасит задолженность, то через 20 дней с момента получения указанного предупреждения ей приостановят подачу электроэнергии.
Однако потребитель не получила это предупреждение. По истечении всех допустимых сроков хранения оно вернулось отправителю. Через 20 дней после этого жительнице МКД отключили свет, о чем АО «АтомЭнергоСбыт» составило соответствующий акт.
Прокуратура посчитала такие действия незаконными:
«Придя к выводу о ненадлежащем уведомлении потребителя о намерении ограничить подачу коммунального ресурса, Прокуратура констатировала нарушение АО «АтомЭнергоСбыт» санитарно-гигиенических условий проживания в доме и установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан, связанных с полным отключением подачи электроэнергии».
Энергосбытовая компания получила от прокуратуры представление об устранении нарушений жилищного законодательства РФ.
АО «АтомЭнергоСбыт» не согласилось с представлением и обратилось в арбитражный суд (дело № А66 – 7114/2020)
Суды первой и апелляционной инстанции отказали АО «АтомЭнергоСбыт» в удовлетворении требований. Тогда компания подала кассационную жалобу в Арбитражный суд Северо-Западного округа.
Изучив материалы дела, кассационный суд установил:
- Предупреждение об ограничении или приостановлении коммунальной услуги «доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем».
- Так как жительница не получила отправленное по почте предупреждение, считается, что она не была надлежащим образом уведомлена об отключении электричества.
- Приостановление услуги электроснабжения было произведено без предварительного введения ее ограничения.
- Само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой коммунальной услуги (п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22).
- Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан (пп. «в» п. 122 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).
Суды установили, что дом потребителя не подключен к централизованной системе теплоснабжения, отапливается с помощью электронагревательного оборудования. Приостановив подачу электроснабжения, АО «АтомЭнергоСбыт» оставило жительницу не только без света, но и тепла, чем нарушило санитарно-гигиенические условия проживания в доме и установленные требования пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
Кассационный суд отказал АО «АтомЭнергоСбыт» в удовлетворении жалобы и оставил решения судов первых двух инстанций без изменений.