Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Работа инициативных групп собственников

Просила читателей помочь в сборе материала про инициативные группы, чтобы написать про них статью, основанную на реальных примерах. Спасибо тем, кто откликнулся. Прислали десятки историй. Я постаралась найти в них общее и как-то всё это структурировать.

Что представляет собой инициативная группа

Мне написали представители инициативных групп («ИГ»), которые были созданы:
▪ в отдельных домах (новостройки),
▪ в целом по жилому комплексу,
▪ в коттеджных посёлках.

Численность группы почти не зависит от размера дома. На начальном этапе она обычно составляет до 30 человек, потом большая часть отваливается, удерживается около 10 членов, а в итоге остаётся и вовсе 2 – 4 человека, которые все тянут. Это наиболее типичный сценарий, бывают и исключения. Кто-то может добавляться по ходу работы.
Чёткое распределение функций в группах встречается редко. Иногда даже отсутствует ярко выраженный руководитель:

«Одного руководителя нет, удалось распределиться по направлениям — кто-то лучше знает по расчётам тарифов и про ЖКХ, кто-то взаимодействует с УК, часть готовит ОСС по смене УК и пишет жалобы. У всех основная работа в приоритете и руководить группой никто не стремится. Есть шутка, что дому не хватает скучающего отставного военного».

Помимо самой группы выделяется прослойка «сочувствующих» жителей, которые помогают эпизодически делом, словом или деньгами.
Иногда в группы входят люди, не являющиеся собственниками, но активно помогающие работе группы.
Из рассказа читателя:

«Меня привлекли в качестве рационально мыслящего специалиста, который в силу своей профессии может разобраться в вопросе и дать рекомендации. До момента моего появления в группе её состав был довольно разношёрстным, но никто из него не имел отношения к управлению домами и соответствующего опыта, знаний, представлений».

Как появляются инициативные группы собственников

Объединение членов инициативной группы, их знакомство начинается:
▪ при строительстве домов — на форумах,
▪ при приёмке квартир, когда не выдают ключи, подсовывают для подписания бюллетени и договоры управления с дикими условиями.
▪ при проблемах с управляющей организацией — когда вылезают косяки застройщика, а управляющая компания не помогает их зафиксировать/устранить; просто при некачественном обслуживании, навязывании дополнительных услуг, неправильных начислениях.
Люди объединяются для решения этих проблем. Пара иллюстраций:

«Дом новый, при получении ключей, собственники получали анкеты от УК для ОСС с тарифом на ОСиР +охрана 112 р/м2, одного из первых получивших ключи это очень задело, и он организовал общий чат жильцов в WhatsApp. параллельно из активных собственников собрали чат с ИГ».
«…WhatsApp крайне неподходящая платформа для групповых чатов численностью больше 30 человек, поэтому у дома появилось 2 отдельных чата (ограничение 256 участников). Когда столько людей, бывает трудно что-то дельно обсудить, и мы создали малую группу. В группе у нас был представитель УК и около 15 человек. Мы думали, что проблемы как-то решаются. Но спустя ещё несколько месяцев стало ясно, что многие вопросы только тянутся, и группа играет роль демпфирования неудобной активности для Управляющей Организации, а это совсем не то, что мы ожидали. Для примера, два месяца не могли закрыть люк колодца на тротуаре, пока мы не написали в „Наш город“, а была договорённость „вы не портите нам статистику, а мы не игнорируем проблемы“. Далее мы создали группу Актива, объявили о ней всему дому, позвали всех желающих и начали подготовку к собранию…».

Почти всегда знакомство и выявление активных жителей происходит в домовых чатах в мессенджерах, группах в соцсетях. После этого часто будущие члены группы договариваются о встрече в offline. Встречаются, знакомятся очно, достигают каких-то договорённостей и дальше взаимодействую больше в онлайн, для чего обычно создают отдельный чат.
Читатель из инициативной группы самого большого дома (больше 4 тыс. собственников) написал:

«Объединение начинать надо с того, чтобы собраться — чтобы кто-то предложил кому-то собраться. Даже если 2 человека договорятся, то к ним уже подтянется народ».

Организация работы

Чем занимаются инициативные группы:
▪ помогают организовать решение проблем с застройщиком или управляющей организацией, для чего пишут инструкции, образцы документов;
▪ проводят общее собрание собственников, где меняют управляющую компанию, создают совет дома или меняют «карманный» совет, выбранный с помощью управляющей организации и/или застройщика,
▪ оспаривают решения сомнительных общих собраний,
▪ противостоят проведению собраний с невыгодной жителям повесткой, проводимых управляющей организацией.
▪ создают чаты, стараются объединить собственников, скоординировать их действия,
▪ занимаются правовым просвещением своих соседей,
▪ некоторые заменяют собой существующий совет дома, помогая решать проблемы дома, при этом для решения разных вопросов состав групп может меняться.
Как написал один читатель,

«Цель — заработать репутацию и сформировать общественное мнение. Пишем статьи, делаем рассылку, вскрываем „схемы“ УК, готовим альтернативные документы, отбиваемся от „троллей“ УК». (Вот сайт группы.)

Решения принимаются путём простого обсуждения, голосования. Кто-то проводит отдельные заседания, фиксируя принятые решения протоколом или его подобием (редко). Одни группы выносят вопросы на обсуждение в общие домовые чаты, вторые решают между собой.
✔ Первый способ более прозрачен и «демократичен», но часто приводит к непродуктивному базару, критике, затягиванию процесса со стороны оппозиции и представителей застройщика, управляющей организации или людей, под видом которых они присутствуют в домовых чатах. Лечится созданием чата со строгим контролем входящих и жёсткой модерацией, что опять же может приводить к расколам и созданию оппозиционных групп, появлению альтернативных чатов.
✔ Второй способ подходит для оперативного решения вопросов, особенно второстепенных. Здесь надо понимать: то, что является второстепенным для нескольких инициативных людей, может оказаться возбуждающим для большинства других жителей. Также часть собственников может обижаться на то, что их отстранили от обсуждения/принятия решений, что влечёт негативное отношение к активистам.
Слово читателю:

«… я просто регулярно публиковал то, что считал нужным, чтобы двигаться вперёд. Делал я это тогда, когда считал, что все в достаточной мере высказались и пора принимать решение, но чат WhatsApp не позволяет нормальных голосований, и переругивание продолжалось.
Не всем такой подход нравился, были обвинения что я „не всех спросил“ и т. д. Группа изначально была достаточно конфликтная, но я считал, что это нормально, мы же звали всех желающих…
Один раз дошло до голосования по второстепенному, как я считал, вопросу. Вопрос оказался не таким уж второстепенным, это оказался самый большой раскол, который до сих пор о себе даёт знать. После него часть группы ушла в оппозицию. В сущности, после этого стало легче, т. к. ушла именно конфликтная часть. Те, кто тормозил движение вперёд, делал мало, а говорил много».

Кроме онлайн-общения, инициативные группы иногда проводят традиционные встречи. Разногласия внутри группы решаются голосованиями или длительными обсуждениями. В одном из домов очное обсуждение вопроса о выборе способа управления — ТСЖ или УО — заняло несколько часов, но такая длительная дискуссия позволила группе не расколоться, а всё-таки прийти к общему знаменателю.

Расходы группы на её деятельность чаще всего финансируются самими членами из личных денег. Иногда просят о помощи других собственников, и те сбрасывают деньги на карту.
Если речь о проведении собрания, то помощь собственников более востребована. «Кто сколько может» помогает собрать в крупных домах больше сотни тысяч рублей. Тут важно, чтобы люди знали членов инициативной группы. Прозрачность отчётов немного защитит от обвинений в присвоении денег.

Освещение работы группы происходит разными способами:
▪ информирование в общедомовых чатах, соцсетях, на страницах в инсте, каналах в телеграм;
▪ создание сайта дома или сайта инициативной группы (у кого-то это «не зашло»);
▪ вывешивание отёчтов, принятых решений, предложений в общедоступных местах,
▪ ютуб-трансляции и прочие средства видеокоммуникации.

Инструменты
Инициативные группы активно и успешно используют сервисы для онлайн-собраний, мессенджеры и соцсети, гугл-докс, сайты и форумы, ютуб, ZOOM.

Примеры:
◾ «Первое собрание было реальной встречей, со второго начали встречаться через ZOOM. Для протоколирование используем Гугл докс».
◾ «Все жалобы, письма, повестки и пр ведем через Гугл.Док с онлайн обсуждением и комментариями. Сайт дома (форум) оказался не нужным, людям лень логиниться и читать-писать. Жаль, что для чата используется whatsApp — не хватает функционала телеграма, но так всем привычнее. Я общался с ИГ других домов у них через телеграм очень хорошо организованы каналы на дом, разделены тематические и информационные потоки. Важная информация не теряется в потоке».

◾ «Аккаунт в инсте тоже наш. Более того, он объединяет жителей других комплексов этого же Застройщика и этой же группы управляющих компаний. Многое рассказываем о новинках законодательства, о составлении актов невыполненных работ. Повышаем грамотность населения в сфере ЖКХ так или иначе».

◾ «В конце 2015 года я купил подписку на одном из сервисов проведения ОСС в онлайн. Подключал всех желающих из группы VK для тестирования платформы. Первые тесты были среди 10 – 15 человек. Постепенно количество желающих участвующих выросло до 230 человек. Это сильно нервировало нашу УК. Одно такое „пробное“ ОСС было использовано при общении с УК — мы смогли это преподнести как „результат опроса“ активных граждан. Нам открыли специально оборудованные мусорные камеры. Это прибавило авторитета к инструменту проведения собраний».

◾ «Лайфхаки — прямой эфир на Youtube. К этому подтолкнул коронавирус. Мы решили, что раз не получается встретиться, будем общаться в прямом эфире. Я собрал через Zoom директора УК, юриста УК, инициативную группу и мы вышли в эфир перед жителями дома. Все вопросы только в чате. Первые провокационные вопросы начал задавать юрист действующей у нас УК, к нему подключились другие сотрудники УК. Но в целом прямой эфир прошёл отлично и снял многие вопросы у жителей дома. Перед собранием прямой эфир повторим. И мало того, такой же формат общения я хочу оставить потом для ТСЖ. Чтобы жители могли задавать вопросы председателю ТСЖ и директору УК».

В этой части я обобщила организационные моменты (внутреннюю работу) инициативной группы. В следующих частях опишу внешнюю работу (собрания, создание совета дома), взгляд со стороны управляющей организации и других собственников, проблемы и ошибки, конкретные рекомендации от членов успешных инициативных групп.

Антонина Юдина:
Related Post